Навигация
ОбложкаДойдж Н. Пластичность мозга: потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга: пер. с англ. - М.: Бомбора: Э, 2018. - 540 с. - (Джо Диспенза. Сила подсознания).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Ю93-Д629  
Оглавление книги
Примечание для читателя ........................................ 21
Предисловие .................................................... 23

ГЛАВА 1. ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОСТОЯННО ПАДАЛА...
...и была спасена человеком, открывшим
пластичность наших органов чувств .............................. 29
ЧТО ТАКОЕ ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ ................................... 32
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЧЕРИЛ. ЗАГАДОЧНЫЙ АППАРАТ .................. 33
   Как это работает ............................................ 37
   Второе нейропластическое чудо ............................... 39
ЕЩЕ О ТАИНСТВЕННЫХ АППАРАТАХ ................................... 43
   Слишком необычно, чтобы быть правдой ........................ 46
НЕМНОГО ИСТОРИИ ................................................ 47
   Четыре фута десять дюймов ................................... 49
   Мы видим благодаря нашему мозгу, а не глазам ................ 52
   И снова о локализационизме .................................. 53
   Первые ласточки ............................................. 55
   «Игрушка для взрослых» ...................................... 57
   Устройства, предоставляющие людям «сверхчувства» ............ 58
МОЗГ ВОССТАНАВАИВАЕТСЯ ДАЖЕ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОГО ИНСУЛЬТА ............ 60
«СОЕДИНЯТЬ ЧТО УГОДНО С ЧЕМ УГОДНО» ............................ 65
   Сенсорные системы можно перепрограммировать ................. 67

ГЛАВА 2. КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЙ МОЗГ
Женщина, считавшаяся умственно отсталой, находит способ 
самоизлечения .................................................. 70
   Предварительный план в нашей голове ......................... 71
   Символ, логика и причинно-следственные связи ................ 73
   «Я живу в тумане, а мир вокруг меня не тверже сахарной
   ваты» ....................................................... 75
ТО, С ЧЕГО НАДО БЫЛО НАЧИНАТЬ ЭТУ КНИГУ ........................ 79
   «Я чувствую себя как в тумане...» ........................... 82
   То, что показано на людях, - это лирика, а вот крысы -
   это.... весьма убедительно .................................. 84
ШКОЛА ЭРРОУСМИТ. СНОВА О ПРОБЛЕМАХ СО СЛОВАМИ И ТЕКСТАМИ ....... 86
   Сильные и слабые функции мозга .............................. 92
   Классическое образование было не так уж плохо ............... 93
   Крысы спасут человечество ................................... 96
   «Хэппи-энд» истории Барбары ................................. 98

ГЛАВА 3. КАК ПЕРЕСТРОИТЬ СВОЙ МОЗГ
Ученый изменяет мозг: улучшение восприятия и памяти, 
скорости мышления .............................................. 99
КАК ОБУЧЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА МОЗГ ................................... 101
ЧЕЛОВЕЧКИ ПЕНФИЛДА ............................................ 103
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ БЫВАЮТ И У МОЗГА .......................... 108
   Конрад Лоренц и Зигмунд Фрейд - в одной команде ............ 109
КАК УСТРОЕНА НЕРВНАЯ СИСТЕМА .................................. 111
О РЕГЕНЕРАЦИИ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НЕРВОВ ........................... 113
СОСТАВЛЕННАЯ СЕГОДНЯ КАРТА ЗАВТРА УЖЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНА ......... 114
МЕРТВЫЕ ДУШИ .................................................. 116
   Пианино внутри нас ......................................... 117
   Дорогу осилит идущий ....................................... 120
КОНКУРЕНЦИЯ ВНУТРИ МОЗГА ...................................... 121
   Свято место пусто не бывает ................................ 123
   Фактор времени ............................................. 125
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАРТЫ ............................. 127
   Количество переходит в качество ............................ 129
И СНОВА О ДЕТСКОМ РАЗВИТИИ .................................... 133
   Программа для детей с речевыми нарушениями и проблемами 
   в обучении ................................................. 135
   История Вилли Арбора ....................................... 138
   «Побочные эффекты» обучения ................................ 140
АУТИЗМ ........................................................ 142
   История Лорали ............................................. 144
   Природа аутизма по Мерцениху ............................... 146
   И снова крысы .............................................. 147
   Исследования Риты Леви-Монтальчини ......................... 149
   BDNF - волшебный эликсир мозга ............................. 150
   «Перевозбуждение» нейронов ................................. 151
ОЧЕРЕДНАЯ ПАНАЦЕЯ? ............................................ 155
КАК ИЗБЕЖАТЬ МАРАЗМА .......................................... 157
   Возможности мозга пожилого человека ........................ 162

ГЛАВА 4. О ВКУСАХ И ПРЕДПОЧТЕНИЯХ
Как нейропластичность влияет на наши представления
о сексуальной привлекательности и любви ....................... 169
О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ .................................. 171
   И о любви .................................................. 174
   Сексуальная пластичность и пластичность мозга .............. 175
   Что думает Фрейд ........................................... 176
   «Зайка моя» ................................................ 179
   Природа или культура ....................................... 181
О ПОРНОГРАФИИ ................................................. 184
   Проблема импотенции - в голове ............................. 188
ЧТО ТАКОЕ ЗАВИСИМОСТЬ ......................................... 189
   Зависимость от порно ....................................... 193
   История Шона Томаса ........................................ 195
   Все пути ведут в детство ................................... 198
И СНОВА о ЛЮБВИ ............................................... 200
   Центры удовольствия ........................................ 201
   Пора внести разнообразие в нашу жизнь ...................... 204
СМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРЕБУЕТ ВНУТРЕННЕЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ............. 206
   Гормон нежности и доверия .................................. 209
   ...или гормон, способствующий освоению новых моделей
   поведения .................................................. 211
   Мозг как орган социализации ................................ 212
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ ........................................... 214
   Как излечился А ............................................ 216
О САДИЗМЕ И МАЗОХИЗМЕ ......................................... 217
   Единство и борьба противоположностей ....................... 218
   История Боба Фланагана ..................................... 221
   Фиксация детских травм ..................................... 223

ГЛАВА 5. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ
Жертвы инсульта учатся заново двигаться и говорить ............ 228
   Что такое инсульт .......................................... 233
НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ ЭДВАРДА ТАУБА ............................... 234
   Наша свобода воли - всего лишь иллюзия? .................... 237
   Усвоенное неиспользование .................................. 241
   Один - против толпы разъяренных.... гуманистов ............. 245
КЛИНИКА ТАУБА ................................................. 251
   Терапия «принудительным использованием» .................... 254
   История Николь фон Руден ................................... 256
ИГРА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ .................................. 263
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ......... 266
   История Фредерика Линкольна ................................ 267
   Обезьяны сослужили последнюю службу ........................ 270

ГЛАВА 6. КАК СНЯТЬ БЛОКИРОВКУ МОЗГА
Использование нейропластичности для избавления от тревог, 
навязчивых идей, непреодолимых влечений и плохих привычек ..... 277
   Вечное чувство вины и тревоги .............................. 279
   Компульсивные действия ..................................... 281
   Блокировка мозга по Шварцу ................................. 284
   Подход Шварца .............................................. 287
   Переключение внимания ...................................... 290

ГЛАВА 7. БОЛЬ
Оборотная сторона пластичности ................................ 297
ЧТО ТАКОЕ ФАНТОМНЫЕ БОЛИ ...................................... 300
ЗАГАДКА ФАНТОМНЫХ КОНЕЧНОСТЕЙ ................................. 302
ИСТОРИЯ ТОМА СОРЕНСОНА ........................................ 304
   Мозговая камасутра ......................................... 305
УСВОЕННЫЙ ПАРАЛИЧ ............................................. 308
   Клин клином ................................................ 310
   Эксперимент с Филипом ...................................... 311
ОБРАЗ ТЕЛА .................................................... 313
БОЛЬ - ЭТО ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОЗГА О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА .... 316
Выученная боль ................................................ 320

ГЛАВА 8 ВООБРАЖЕНИЕ
Как действуют наши мысли ...................................... 326
ПАСКУАЛЬ-ЛЕОНЕ ................................................ 327
   Почему Ахиллес не может перегнать черепаху ................. 329
   О пользе воображения ....................................... 333
   Тренинг в одиночной камере ................................. 335
   Человек-калькулятор ........................................ 336
   Можно и лежа на диване наращивать мышцы .................... 338
   Остерегайтесь своих намерений, ибо они могут
   реализоваться .............................................. 339
   «Колея эта - только моя, выбирайтесь своей колеей» ......... 344
   Школа тьмы ................................................. 347

ГЛАВА 9. РАССТАВАНИЕ С ПРОШЛЫМ
Психоанализ как метод нейропластической терапии ............... 352
ИСТОРИЯ ГОСПОДИНА А ........................................... 353
ПСИХОАНАЛИЗ И ПЛАСТИЧНОСТЬ .................................... 355
   Еще об Эрике Канделе ....................................... 360
СНОВА О СТАРИКЕ ФРЕЙДЕ ........................................ 362
   Снова о детском развитии ................................... 367
   Осознаваемое и неосознаваемое .............................. 370
   Продолжаем психоанализ А ................................... 372
   Озарение ................................................... 374
   ...и катарсис .............................................. 377
   ...и принятие реальности ................................... 379
   ...и возрождение к жизни ................................... 381
   О памяти ................................................... 382
   Польза сна и сновидений .................................... 383
«С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ...» .............................. 386
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС ......................................... 389

ГЛАВА 10. ОМОЛОЖЕНИЕ
Открытие нейрональной стволовой клетки и уроки по
сохранению мозга .............................................. 393
   Нервные клетки не восстанавливаются? ....................... 398
   ...Или восстанавливаются? .................................. 399
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ .............................................. 400
   Если хотите нарастить мозги..... почаще бегайте
   в «беличьем» колесе ........................................ 402
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ .................................... 404
   Образование и движение - залог здоровья .................... 406
   Движение - жизнь ........................................... 408

ГЛАВА 11. БОЛЬШЕ, ЧЕМ СУММА ЧАСТЕЙ
История женщины, ставшей живым воплощением возможностей
нейропластичности ............................................. 412
С ПОЛОВИНОЙ МОЗГА ВПОЛНЕ МОЖНО ЖИТЬ? .......................... 414
   Правое и левое ............................................. 416
   Детство Мишель ............................................. 417
   Надеяться и верить ......................................... 420
ТРУПЕРЫ В ВАШИХ ПУПЕРАХ ....................................... 422
   Мишель проявляет способности левшей ........................ 428
БИОГРАФИЯ ДЖОРДАНА ГРАФМАНА ................................... 432
   Чем выше интеллект, тем лучше мозг реорганизует себя ....... 435
ЧЕТЫРЕ ТИПА ПЛАСТИЧНОСТИ ...................................... 437
МИГРАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ В ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ ...... 441
ГРАФМАН ИССЛЕДУЕТ ЛОБНЫЕ ДОЛИ ................................. 442
   Иногда полезно «отключить» рассудочное левое полушарие ..... 445
   «Я думаю, что всегда любила быть одна...» .................. 447
   Мир, где инстинкты приглушены .............................. 448

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КУЛЬТУРА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МОЗГА
Не только мозг определяет культуру, но и культура
формирует мозг ................................................ 452
МОРСКИЕ ЦЫГАНЕ ................................................ 454
КУЛЬТУРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЕНЯЮТ СТРУКТУРУ МОЗГА .................... 455
ЭВОЛЮЦИЯ МОЗГА ................................................ 458
КАК ЛЮДИ БЫЛИ ИЗБРАНЫ НА РОЛЬ НОСИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ .............. 461
НЕДАРВИНСКИЙ СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР .......... 463
ПЛАСТИЧНОСТЬ И СУБЛИМАЦИЯ: КАК МЫ ОБЛАГОРАЖИВАЕМ НАШИ 
ЖИВОТНЫЕ ИНСТИНКТЫ ............................................ 465
КОГДА МОЗГ ОКАЗЫВАЕТСЯ МЕЖДУ ДВУМЯ КУЛЬТУРАМИ ................. 468
ПЛАСТИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ....................................... 470
ПЛАСТИЧНОСТЬ И ВОЗРАСТ ........................................ 476
УЯЗВИМЫЙ МОЗГ И ВЛИЯНИЕ СМИ ................................... 479

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАСТИЧНОСТЬ И ИДЕЯ ПРОГРЕССА ................................. 488
СПОСОБНОСТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ - ЗА И ПРОТИВ ................. 490
СПОСОБНОСТЬ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ИДЕЯ ПРОГРЕССА .......... 492

Благодарности ................................................. 496
Примечания .................................................... 501

Открытие того факта, что мысли способны - даже в пожилом возрасте - менять структуру и функции мозга, - это важнейшее достижение в области неврологии за последние четыре столетия.
Норман Дойдж предлагает революционный взгляд на человеческий мозг. Он рассказывает о блестящих ученых, продвигающих пока еще новую науку о нейропластичности, и о поразительных успехах людей, жизнь которых они изменили, - примеры выздоровления пациентов, перенесших инсульт; случай женщины, имевшей от рождения половину мозга, который перепрограммировал сам себя для выполнения функций отсутствующей половины; истории преодоления необучаемости и эмоциональных нарушений, повышения уровня интеллекта и восстановления стареющего мозга. Методики, представленные в книге, будут интересны и полезны всем читателям.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:30:24 2019 Размер: [an error occurred while processing this directive] c 30.10.2018