В.А. Обручев. Григорий Николаевич Потанин (Краткий очерк
жизни и научной деятельности) .................................. 16
Когда будет написана история географических открытий и
исследований во Внутренней Азии во второй половине XIX
века, на ее страницах займут почетное место и будут
поставлены рядом имена трех русских путешественников -
Г.Н. Потанина, Н.М. Пржевальского и М.В. Певцова.
А.В. Адрианов. К биографии Г.Н. Потанина ....................... 31
Это - «Божий человек», услышал я характеристику о доме
Ядринцевых вскоре после первого знакомства с Потаниным,
повторявшуюся затем неоднократно и в устах других лиц
из той же компании сибиряков.
Г.Н. Потанин
ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
М.А. Лялина. Предисловие ко П изданию «Путешествия
Г.Н. Потанина по Монголии и Тибету» ............................ 57
Гладко или не гладко пойдут первые дни новой жизни
Монголии, во всяком случае толчок, полученный ею, будет
иметь для нее хорошие последствия.
Очерки Северо-Западной Монголии ................................ 64
Другое обстоятельство, которое бросается в глаза при
первом же столкновении с этим народом, это та степень
культуры его, которая заставляет сознаться, что
монгольский народ не бесплодно прожил до настоящего
времени.
Поверья о духах и о почитании священных гор, лесов и камней .... 86
Все обитатели Северной Монголии, как сами монголы и
буряты, так и урянхайцы и алтайцы, населяют духами
окружающий человека мир природы.
Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия ....... 92
Гумбум, который китайцы называют Тарсы,- один из важнейших
монастырей северной группы амдоских монастырей,
расположенных на северном берегу Желтой реки.
Три народности в Восточной Азии. Китайцы - монголы - тангуты .. 107
Несмотря на неслыханную у нас, европейцев, нивелировку,
которую история произвела в китайском обществе, оно
все-таки представляет такой сложный организм, что даже
человек, знакомый с китайским языком, не решится
высказывать свое мнение о целой нации.
Пи-Лин-Сы ..................................................... 128
Буддийские монастыри - единственные пока духовные центры
в Средней Азии. Все лучшее, что нарождается в населении...
все это здесь идет в монастыри. Г.Н. Потанин,
А.В. Потанина.
Поездка в Ачун-Нанцзун в монастырь урджянистов ................ 141
В Ачун-нанцзуне сооствтно два монастыря, стоящих так
близко друг к другу, что они образуют одно селение. Один
из них принадлежит ламам, т. е. последователям учения
Цзонкавы; монахи другого монастыря называются санаспа.
Вот свою поездку в этот-то монастырь я и хочу теперь
рассказать читателю.
Монгольские и тибетские предания, сказки и легенды ............ 165
Существо Далай-ламы состоит из трех частей: гу, сун, тук;
гу - «тело», сун - «слово», тук - «душа». Все три могут
воплотиться отдельно и потому одновременно может явиться
три Далай-ламы.
А.В. Потанина
ИЗ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ, МОНГОЛИИ,
ТИБЕТУ И КИТАЮ
Буряты. Этнографический очерк ................................. 207
Переменяя старую религию на христианство и буддизм,
подпадая влиянию окружающего их русского населения, буряты
во многом уже изменили свои нравы и обычаи; несомненно,
однако, что и теперь еще у них можно наблюдать много
старины и переживаний старого быта.
Из странствия по Урянхайской земле ............................ 248
Страна Урянхайская именно тем и замечательна, что
составляет нашу границу на расстоянии почти тысячи верст,
и между тем редкий из русских читателей знает ее хотя бы
только по имени.
Монголия и монголы ............................................ 268
Так как монголы живут только своим скотом и держат его
помногу, они и в жизни своей больше всего от скота
зависят, а потому и жилье свое ставят там, где это для их
скота удобно.
Встреча с двумя монгольскими ванами ........................... 281
Жизнь этого дома, насколько мне удалось наблюдать ее,
дала бы прекрасный материал писателю исторических романов
из эпохи нашей Петровской реформы: с одной стороны -
монгольская обстановка жизни с простотой и
бесцеремонностью нравов, продолжаемая всеми домочадцами;
с другой - новая, более утонченная культура, насильно
навязанная по воле главы семейства.
Среди широнголов .............................................. 294
Санчуаньские монголы представляют, по-видимому, особое
племя и говорят языком, отличным от того монгольского,
который мы знали раньше: ни монголы-халха, ни ордосские
монголы, ни наши буряты не понимают их наречия.
Религиозная пляска в монастыре Кадигава ....................... 308
Движения их были стройны и местами могли напоминать наши
балетные танцы. Но эти мерные и красивые движения очень
часто прерывались неистовыми прыжками и круженьем,
которое больше напоминало движения разъяренных животных,
которых изображали эти маски, чем человеческие танцы.
Тибет ......................................................... 314
Жизнь Тибета представляет очень много особенностей, к
тому же мало исследованных европейцами и потому имеющих
привлекательность неизвестного, новизны.
Гумбум. Монастырь Цзонкавистов ................................ 338
В день нашего приезда в Гумбум был праздник, -
праздновался седьмой день кончины Цзонкавы; вечером
монахи зажгли иллюминацию.
Утай. Из путевых заметок по Китаю ............................. 351
Именем Утай называется горный хребет, который
ограничивает пекинскую равнину с запада... Это святое
место, лежащее на юго-западе от Пекина, пользуется
большой славой у буддистов как китайских, так и
монгольских.
Театральные представления и религиозные празднества в
Китае ......................................................... 364
Музыка и театр невысоко стоят у китайцев, если судить по
тем образчикам, какие были перед нами. Впрочем, нам
нельзя сравнить их театр с нашим - у них это чисто
народное удовольствие.
О китайской женщине ........................................... 376
Миссионеры хорошо отзываются о нравственности китайских
женщин; говорят, что нарушение верности замужними
женщинами - большая редкость, между тем мужчины
отличаются большою распущенностью нравов.
Тысяча сто верст в носилках ................................... 399
Езда в носилках очень покойна, вначале несколько
укачивает, но скоро привыкаешь к этому. Носильщики
идут скоро, вероятно, не менее шести верст в час, часто
беглым шагом, никогда не сбиваясь с ноги и ни на минуту
ни за чем не останавливаясь.
Дорджи, бурятский мальчик ..................................... 408
Мне хочется рассказать вам историю одного бурятского
мальчика, отданного в русскую школу.
|