Навигация
ОбложкаПотанин Г.Н. Сибирь. Монголия. Китай. Тибет: путешествия длиною в жизнь / Г.Н.Потанин, А.В.Потанина. - М.: Эксмо, 2017. - 439 с. - (Библиотека Евроцемент груп) (Великие русские путешественники).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Е2017-2888(01)  
Оглавление книги
В.А. Обручев. Григорий Николаевич Потанин (Краткий очерк
жизни и научной деятельности) .................................. 16
   Когда будет написана история географических открытий и
   исследований во Внутренней Азии во второй половине XIX
   века, на ее страницах займут почетное место и будут
   поставлены рядом имена трех русских путешественников -
   Г.Н. Потанина, Н.М. Пржевальского и М.В. Певцова.
А.В. Адрианов. К биографии Г.Н. Потанина ....................... 31
   Это - «Божий человек», услышал я характеристику о доме
   Ядринцевых вскоре после первого знакомства с Потаниным,
   повторявшуюся затем неоднократно и в устах других лиц
   из той же компании сибиряков.

                         Г.Н. Потанин
                        ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
М.А. Лялина. Предисловие ко П изданию «Путешествия
Г.Н. Потанина по Монголии и Тибету» ............................ 57
   Гладко или не гладко пойдут первые дни новой жизни
   Монголии, во всяком случае толчок, полученный ею, будет
   иметь для нее хорошие последствия.
Очерки Северо-Западной Монголии ................................ 64
   Другое обстоятельство, которое бросается в глаза при
   первом же столкновении с этим народом, это та степень
   культуры его, которая заставляет сознаться, что
   монгольский народ не бесплодно прожил до настоящего
   времени.
Поверья о духах и о почитании священных гор, лесов и камней .... 86
   Все обитатели Северной Монголии, как сами монголы и
   буряты, так и урянхайцы и алтайцы, населяют духами
   окружающий человека мир природы.
Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия ....... 92
   Гумбум, который китайцы называют Тарсы,- один из важнейших
   монастырей северной группы амдоских монастырей,
   расположенных на северном берегу Желтой реки.
Три народности в Восточной Азии. Китайцы - монголы - тангуты .. 107
   Несмотря на неслыханную у нас, европейцев, нивелировку,
   которую история произвела в китайском обществе, оно
   все-таки представляет такой сложный организм, что даже
   человек, знакомый с китайским языком, не решится
   высказывать свое мнение о целой нации.
Пи-Лин-Сы ..................................................... 128
   Буддийские монастыри - единственные пока духовные центры
   в Средней Азии. Все лучшее, что нарождается в населении...
   все это здесь идет в монастыри. Г.Н. Потанин,
   А.В. Потанина.
Поездка в Ачун-Нанцзун в монастырь урджянистов ................ 141
   В Ачун-нанцзуне сооствтно два монастыря, стоящих так
   близко друг к другу, что они образуют одно селение. Один
   из них принадлежит ламам, т. е. последователям учения
   Цзонкавы; монахи другого монастыря называются санаспа.
   Вот свою поездку в этот-то монастырь я и хочу теперь
   рассказать читателю.
Монгольские и тибетские предания, сказки и легенды ............ 165
   Существо Далай-ламы состоит из трех частей: гу, сун, тук;
   гу - «тело», сун - «слово», тук - «душа». Все три могут
   воплотиться отдельно и потому одновременно может явиться
   три Далай-ламы.

                        А.В. Потанина
         ИЗ ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ, МОНГОЛИИ,
                       ТИБЕТУ И КИТАЮ
Буряты. Этнографический очерк ................................. 207
   Переменяя старую религию на христианство и буддизм,
   подпадая влиянию окружающего их русского населения, буряты
   во многом уже изменили свои нравы и обычаи; несомненно,
   однако, что и теперь еще у них можно наблюдать много
   старины и переживаний старого быта.
Из странствия по Урянхайской земле ............................ 248
   Страна Урянхайская именно тем и замечательна, что
   составляет нашу границу на расстоянии почти тысячи верст,
   и между тем редкий из русских читателей знает ее хотя бы
   только по имени.
Монголия и монголы ............................................ 268
   Так как монголы живут только своим скотом и держат его
   помногу, они и в жизни своей больше всего от скота
   зависят, а потому и жилье свое ставят там, где это для их
   скота удобно.
Встреча с двумя монгольскими ванами ........................... 281
   Жизнь этого дома, насколько мне удалось наблюдать ее,
   дала бы прекрасный материал писателю исторических романов
   из эпохи нашей Петровской реформы: с одной стороны -
   монгольская обстановка жизни с простотой и
   бесцеремонностью нравов, продолжаемая всеми домочадцами;
   с другой - новая, более утонченная культура, насильно
   навязанная по воле главы семейства.
Среди широнголов .............................................. 294
   Санчуаньские монголы представляют, по-видимому, особое
   племя и говорят языком, отличным от того монгольского,
   который мы знали раньше: ни монголы-халха, ни ордосские
   монголы, ни наши буряты не понимают их наречия.
Религиозная пляска в монастыре Кадигава ....................... 308
   Движения их были стройны и местами могли напоминать наши
   балетные танцы. Но эти мерные и красивые движения очень
   часто прерывались неистовыми прыжками и круженьем,
   которое больше напоминало движения разъяренных животных,
   которых изображали эти маски, чем человеческие танцы.
Тибет ......................................................... 314
   Жизнь Тибета представляет очень много особенностей, к
   тому же мало исследованных европейцами и потому имеющих
   привлекательность неизвестного, новизны.
Гумбум. Монастырь Цзонкавистов ................................ 338
   В день нашего приезда в Гумбум был праздник, -
   праздновался седьмой день кончины Цзонкавы; вечером
   монахи зажгли иллюминацию.
Утай. Из путевых заметок по Китаю ............................. 351
   Именем Утай называется горный хребет, который
   ограничивает пекинскую равнину с запада... Это святое
   место, лежащее на юго-западе от Пекина, пользуется
   большой славой у буддистов как китайских, так и
   монгольских.
Театральные представления и религиозные празднества в
Китае ......................................................... 364
   Музыка и театр невысоко стоят у китайцев, если судить по
   тем образчикам, какие были перед нами. Впрочем, нам
   нельзя сравнить их театр с нашим - у них это чисто
   народное удовольствие.
О китайской женщине ........................................... 376
   Миссионеры хорошо отзываются о нравственности китайских
   женщин; говорят, что нарушение верности замужними
   женщинами - большая редкость, между тем мужчины
   отличаются большою распущенностью нравов.
Тысяча сто верст в носилках ................................... 399
   Езда в носилках очень покойна, вначале несколько
   укачивает, но скоро привыкаешь к этому. Носильщики
   идут скоро, вероятно, не менее шести верст в час, часто
   беглым шагом, никогда не сбиваясь с ноги и ни на минуту
   ни за чем не останавливаясь.
Дорджи, бурятский мальчик ..................................... 408
   Мне хочется рассказать вам историю одного бурятского
   мальчика, отданного в русскую школу.

Книга представляет современному читателю результаты экспедиций двух выдающихся российских путешественников - Григория Николаевича Потанина, почетного члена Русского географического общества, и его супруги и соратницы - Александры Викторовны Потаниной, одной из первых женщин, принятых в члены Русского географического общества. Тысячи километров были пройдены Потаниными по неизведанным просторам Алтая, Сибири, Китая, Тибета, Монголии. Выполнены блестящие научные исследования, собраны богатейшие геологические и ботанические коллекции. Опубликовано огромное литературное и научное наследие, не потерявшее своего научного значения до сих пор. А их неутомимая просветительская деятельность, верность идеалам юности и своей главной любви - Сибири снискали благодарную память многих поколений россиян.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:30:32 2019 Размер: 15,794 bytes.
Посещение N 1198 c 12.02.2019