Маркова А.А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий (Стендовый доклад)
Навигация
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ | СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ | СПИСОК УЧАСТНИКОВ  
ГПНТБ СО РАН
Электронные ресурсы региона:
проблемы создания и взаимоиспользования
Региональная научно-практическая конференция
(Новосибирск, 25-28 октября 2004 г.)
Стендовый доклад
 

    СОВРЕМЕННЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ ЗАДАЧИ,
    РЕШАЕМЫЕ НА БАЗЕ КОРПОРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    А.А. Маркова, ГПНТБ СО РАН
В настоящее время основными задачами российских библиотек являются снижение затрат на комплектование и обработку документов, повышение качества библиографических записей (БЗ), расширение и качественное улучшение предоставляемых библиотечных продуктов и услуг [1]. Развитие корпоративных систем позволит библиотекам выйти на новый уровень обслуживания пользователей и решить задачу обмена информацией и наполнения собственных ресурсов. Результатом такой деятельности должно стать повышение скорости и качества технологических процессов библиотек, обслуживания пользователей.

Внедрение корпоративных технологий в деятельность библиотек

Корпоративное комплектование. На сегодняшний день библиотеки России, даже обладающие стабильным бюджетом на комплектование, не могут претендовать на полноту своих коллекций. Общая мировая тенденция развития библиотек свидетельствует, что естественным выходом библиотек является объединение усилий, кооперация ресурсов, предоставление взаимного доступа к информации. Внедрение корпоративных технологий в библиотечную среду позволяет говорить об изменении формирования фондов библиотек. Развитие корпоративных систем расширяет возможности поиска и быстрого получения информации из других библиотек и информационных учреждений, что позволяет библиотекам отказываться от полноты собирания собственных фондов. Доступ к информации все чаще становится предпочтительнее хранения, прежде всего по экономическим соображениям. Хронический финансовый дефицит, сопровождаемый ростом цен на издания, а также отсутствие площадей для размещения новых поступлений делают изменение политики комплектования фондов библиотек необходимым. Между владением и доступом должен быть разумный баланс, который гарантирует с одной стороны, взаимовыгодное партнерство для библиотек, и с другой стороны, полноту удовлетворения запросов пользователей [8]. Этот баланс достигается единой политикой формирования распределенного библиотечного фонда. Опыт кооперации зарубежных библиотек показал, что все национальные библиотеки сужают круг комплектуемых материалов. Они не просто отказываются от сбора и хранения каких-либо материалов, но при этом официально возлагают ответственность за комплектование определенных видов публикаций на другие библиотеки или информационные центры. Распределение обязанностей закрепляется с помощью правовых актов или соглашений между библиотеками. Поэтому одним из важнейших аспектов проблемы корпоративного формирования фондов является отбор изданий для приобретения. Однако проблема корпоративного библиотечного фонда - это проблема не просто кооперации, а делегирования одним библиотекам своих полномочий другим библиотекам, переструктурирования фондов, интеграции библиотек, издательств, это проблема преодоления дублирования технологических процессов, связанных с формированием фондов. Методами только кооперации этих проблем не решить: нужны научные разработки, нормативы, стандарты [9].

Корпоративная текущая каталогизация. Благодаря внедрению корпоративных технологий в процесс каталогизации, совокупное время, затраченное всеми библиотеками, описывающими один и тот же документ, может быть значительно снижено. Если же говорить о денежных затратах за счет многократного дублирования процессов обработки и ввода документов в компьютерные каталоги, то они составят десятки миллионов долларов. Например, только в библиотеках системы Минкультуры РФ (49,8 тыс. массовых и универсальных библиотек, в том числе 39,4 тыс. в сельской местности) с общим фондом в 990,8 млн. документов годовой объем дублирования составляет не менее 70%. Указанные затраты составляют приблизительно 99 млн. долларов США вместо 1 млн. долл. при централизованной обработке (в 30 раз меньше) [4].
Развитие электронных технологий и средств телекоммуникации позволяет принципиально по-новому организовать в библиотеках процесс каталогизации изданий и создания электронных каталогов (ЭК), сокращая дублирование трудовых затрат и нерациональное расходование финансовых средств за счет разумного разделения труда каталогизаторов и совместного использования его результатов.
Примером может служить опыт библиотечных сетей зарубежных стран: OCLC, RLIN, ABES. Общая схема работы этих центров состоит в том, что БЗ в электронной форме создается только 1 раз, в режиме удаленного доступа - той библиотекой, которая первой обработала данное издание. Все другие библиотеки используют уже готовую запись (полностью или частично) для своих собственных ЭК, причем при необходимости они могут ее доработать. Это особенно важно, когда библиотеки применяют различные системы предметизации и систематизации. Главное достоинство такого подхода в системе мотиваций - библиотеки взаимно помогают друг другу в создании своих собственных ЭК, а это для всех экономически выгодно. При этом создается единый ЭК библиотек-участниц библиотечной корпоративной системы, который в результате начинает выполнять функцию сводного каталога библиотек той или иной страны или региона, либо определенной сети библиотек [3].
С 1995 г. в нашей стране начались работы по проектированию Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК) по типу OCLC. Этот центр разрабатывался как единая независимая организация, участниками которой выступал ряд крупнейших библиотек и некоторые ведомства страны. Базовой организацией РЦКК являлась ГПНТБ России. Целью данного проекта было обеспечение свободного доступа к распределенным информационным ресурсам библиотек. В связи с этим, в 1997-1998 гг. на базе РЦКК был осуществлен экспериментальный проект по созданию корпоративного каталога с участием ряда ведущих библиотек России. В частности, была создана БД, содержащая около 12 тыс. записей, разработан механизм добавления в нее БЗ и их корректировки. Однако дальнейшего развития этот проект не получил в силу различных причин, главной из которых была недостаточная проработанность экономического взаимодействия его участников. Кроме того, сыграли свою отрицательную роль и несогласованность действий библиотек, участвовавших в проекте, и отсутствие должной поддержки со стороны ведущих библиотечных центров страны.
В настоящее время идея создания корпоративного каталога реализуется в проекте Национального информационно-библиотечного центра «ЛИБНЕТ». Целью данного проекта является обеспечение свободного доступа пользователей к информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек, а также решение проблемы корпоративной каталогизации в библиотеках России.
Основной идеей ЛИБНЕТ является то, что библиотека-участница проекта, первая получившая издание, каталогизирует его в режиме on line (при наличии в ее библиотеке сертифицированных каталогизаторов), и зарабатывает на этом какие-то деньги. Все же другие организации, пользуясь информацией из ЛИБНЕТ, платят за количество "взятых" записей [7]. В идеале это выглядит так:
    при получении новой книги библиотека проводит поиск записи этой книге в сводном каталоге;
    если запись найдена, библиотека копирует ее в свой локальный ЭК и делает пометку в базе Центра о том, что книга поступила и в эту библиотеку тоже;
    если запись не найдена, библиотека проводит каталогизацию книги в сводном каталоге (опять же при наличии сертифицированных каталогизаторов)

Корпоративное обслуживание. Рассматривая опыт работы в области внедрения корпоративных технологий России, можно сказать, что на базе объединенных каталогов и организованных корпораций создается новый вид обслуживания - корпоративный сервис для читателя, пользующегося системой межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД) [5]. Благодаря внедрению корпоративных технологий заинтересованные библиотеки имеют возможность обеспечить высокий уровень обслуживания своих пользователей. Хорошо работающая система МБА и доставки документов является заметным вкладом в информационное обслуживание. Система обслуживания по МБА и ЭДД в корпоративном проекте решает проблемы обмена библиотечными фондами, сокращения времени на копирование и отправку копий изданий, постепенного создания архивов электронных публикаций и доступа к ним посредством телекоммуникационной сети. Технология ЭДД включает следующие основные этапы: получение заказа на копирование и ЭДД; обработка заказа; изготовление копий или их поиск в электронных хранилищах; доставка копий заказчику; хранение копий. Заказ формируется на основе сведений из сводного ЭК или ЭК той библиотеки, из которой запрашивается издание. Изготовление копий документов для ЭДД производится с помощью процедуры сканирования. Доставка копий заказчикам осуществляется в следующих режимах: посредством электронной почты; - посредством File Transfer Protocol (FTP); передачей через факс; распечаткой на принтере с последующей передачей заказчику [6].
Использование систем МБА и ЭДД повышает полноту, оперативность и номенклатуру услуг библиотечно-информационного обслуживания пользователей за счёт предоставления им объединенных информационных ресурсов корпоративной системы.

Корпоративные продукты библиотек

Благодаря развитию корпоративных библиотечных систем появилась возможность обеспечить пользователей новыми видами информационных продуктов и услуг с помощью объединения информационных ресурсов библиотек. Применение новых электронных продуктов в информационно-библиотечной деятельности не только существенно ускоряет и повышает качественный уровень обслуживания пользователей, но и в целом преобразует и видоизменяет весь комплекс существующих технологий, обеспечивая не только своевременный и быстрый доступ пользователей к информации и первоисточникам, но и в целом, создает условия для реализации одного из главных принципов открытого общества - принципа всеобщей доступности информации.

Корпоративные продукты зарубежных библиотек. Сегодня существует множество примеров создания корпоративных продуктов зарубежных библиотек. Наиболее развитыми среди них являются ЭК OCLC, RLIN, PICA.
Корпоративным продуктом OCLC является сводный ЭК OCLC в создании, которого принимает участие более чем 23 тысячи библиотек из 63 стран. Он содержит информацию о 35 миллионах изданий, созданных человечеством с 9 века до нашей эры. Фактически это сводный мировой ЭК [4]. По видам издания каталог содержит БЗ книг, карт, архивов, видео и аудио материалов, проиндексировано более 34 тыс. научных и бизнес журналов, ведется семь полнотекстовых баз данных (БД). OCLC дает возможность библиотекам при минимальных финансовых затратах оперативно и эффективно вести информационное обслуживание, обработку документов, создавать ЭК. В целях расширения числа участников сети и распространения своих информационных услуг в США и за рубежом, OCLC создает сеть филиалов и посредников. Только в США их 17. Типичным представителем является CAPCON Library Network, предоставляющий весь спектр ее информационных услуг в штатах Вирджиния, Мериленд, Вашингтон. CAPCON заключает контракт с библиотеками региона на: библиографические услуги, каталогизацию, ретроспективную конверсию, создание сводного списка журналов, информационный поиск в OCLC
Библиотечная сеть Нидерландов PICA, включает более 2000 тыс. библиотек различных ведомств и фирм, главными из которых являются Королевская библиотека в Гааге и университетские библиотеки Антверпена, Роттердама, Лейдена и других городов. 400 библиотек - постоянные участники проекта, а остальные пользуются услугами, программными средствами и информационными ресурсами PICA нерегулярно [2]. Главной составляющей сети PICA является Центральная информационная система, в состав которой входят: распределенная онлайновая система каталогизации изданий (GGC); сводный нидерландский каталог для обеспечения МБА (NCC/IBL); онлайновый каталог журнальных статей (OLC); онлайновая документальная поисковая система (ORS); онлайновые полнотекстовые системы (научные исследования - AHN, центральные нидерландские газеты - Newspapers). В GGC основную долю изданий обрабатывает Королевская библиотека. В настоящее время в этом каталоге находится 10 млн. описаний на английском, голландском, немецком, французском языках. NCC/IBL является сводным каталогом 400 главных библиотек Нидерландов. OLC представляет собой библиографическую БД периодики и содержит оглавления 12,5 тыс. наименований журналов по всем областям знания. ORC предоставляет пользователям возможность поиска в БД документов, содержащихся в библиотеках системы PICA [2]. AHN предназначена для научных работников, преподавателей и студентов учебных заведений. Наряду с библиографическими и реферативными данными первоисточников, она включает полные тексты статей научных журналов.
Библиотеки Франции использует 3 корпоративные сети для каталогизации в удаленном доступе в режиме реального времени: сеть Национальной библиотеки Франции (35 библиотек), сеть ABES (27 библиотек), сеть OCLC (25 библиотек). ABES эксплуатирует 5 основных БД: БД диссертаций - 300 тыс. записей, БД периодических изданий 2800 библиотек - 270 тыс. записей, БД книг 25 библиотек - 1,5 млн. записей, БД электронного МБА, авторитетный файл по предметным рубрикам.
Помимо рассмотренных корпоративных систем существуют также следующие корпоративные продукты: MELVYL - Сводный каталог библиотек Калифорнийского университета (http://melvyl.cdlib.org), отражающий совокупные фонды более чем 20 библиотек; Каталог HOLLIS Гарвардского университета (http://holliscatalog.harvard.edu), отражающий весь совокупный фонд библиотек Гарварда: всего более 9 миллионов БЗ книг, рукописей, микрофильмов, карт, фотографий, слайдов и других материалов. Значителен фонд русскоязычных изданий, прежде всего за старые годы; Сводный каталог библиотек Франции SUDOC (http://www.sudoc.abes.fr), в котором представлены БЗ более чем 2500 французских библиотек, содержащий сведения о книгах, периодических изданиях, статьях, рукописях, аудиовизуальных документах, специальных видах документов и электронных ресурсах; Сводный каталог библиотек Норвегии BIBSYS (http://wgate.bibsys.no/search/pub?lang=E), отражающий фонды Национальной и ряда университетских и научных библиотек Норвегии.

Российские корпоративные продукты библиотек. В нашей стране наиболее развитыми корпоративными продуктами являются ЭК и БД, создаваемые в рамках проектов ЛИБНЕТ и Сводного каталога научно-технической литературы ГПНТБ России (СК НТЛ ГПНТБ России).
Так, Сводный каталог библиотек России (СКБР) ЛИБНЕТ на 01.10.2004 составляет 897446 БЗ. Записи Сводного каталога отвечают требованиям формата RUSMARC. СКБР поддерживается авторитетными файлами предметных рубрик и коллективных авторов. Пополнение каталога осуществляется еженедельно. Еще одной из БД, поддерживаемых Центром ЛИБНЕТ является Библиографическая БД "Вся Россия" (http://www.nilc.ru). В ее составе - содержание ЭК 8 библиотек России: РНБ, ГПНТБ СО РАН, БЕН, Вологодской, Владимирской, Свердловской, Челябинской областных библиотек и Московской центральной публичной городской библиотеки. Объем БД составляет более 1.5 миллионов записей.
СК НТЛ ГПНТБ России (http://www.gpntb.ru/win/search/rsk.html) содержит более 600 тыс. записей. БД содержит сведения о зарубежных и отечественных книгах, зарубежных и российских периодических изданиях по естественным наукам, технике, сельскому хозяйству и медицине, поступившие в организации-участницы СК НТЛ.
Не остается сомнений в том, что объединение усилий библиотек и доступ к совместным ресурсам, становится необходимым условием для дальнейшего совершенствования организации доступа потребителей к их фондам и обеспечивает существенное сокращение затрат на его обеспечение.
Внедрение корпоративных технологий в библиотечную среду позволит получить следующие преимущества:
  1. Корпоративное комплектование фондов позволит библиотекам изменить политику комплектования, распределяя сбор и хранение материалов между библиотеками, что приведет к экономии финансовых средств;
  2. Даже самые отдаленные библиотеки в труднодоступных районах получат возможность предоставления своим пользователям доступа к распределенному ЭК, включающему в себя каталоги крупных библиотек;
  3. За счет сокращения дублируемой работы различными библиотеками произойдет сокращение затрат на каталогизацию, которые в условиях автономных технологий являются значительными и имеют устойчивые тенденции роста;
  4. На базе корпоративного ЭК появляется возможность предоставить пользователям новые услуги: электронный заказ и доставку документов, расширить круг источников информации.
Т.е. в дальнейшем корпоративная система будет содействовать сокращению затрат на комплектование фондов, сроков обработки новых поступлений и оперативному предоставлению информации потребителям

    Литература

    1. Гаврилин А.А. Проекты, выполняемые при поддержке Института "Открытое общество": их роль в развитии автоматизации университетской библиотеки // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире. Тема 2001: Производители и пользователи печат. и электрон. информ. на пути к информ. о-ву: Восьмая междунар. конф. "Крым-2001", 9-17 июня 2001, Судак. - М., 2001. - С.695-698.
    2. Елепов Б.С., Усачев М.Н. Информатизация библиотечного дела в Нидерландах: история, организация, результаты // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. - М.: Либерея, 1998. - С.147-158.
    3. Кузьмин Е.И. Американский опыт организации компьютерных библиотечных сетей // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. - М.: Либерея, 1998. - С.138-147.
    4. Кузьмин Е.И. К новой России с новыми библиотеками: проблемы интеграции и доступности информационных ресурсов российских библиотек // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - N 1. - C.35-46.
    5. Лаврик О.Л. Академическая библиотека в современной информационной среде. - Новосибирск, 2003. - 245 с.
    6. Лаврик О.Л., Баженов С.Р. Создание корпоративной системы электронной доставки документов г. Новосибирска // 8-я Международная конференция "Крым 2001" Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества", Судак, 9-17 июня, 2001. - М.: Изд-во ГПНТБ России, 2001. - Т.2. - С.780-784.
    7. Маршак Б.И. РЦКК по научно-технической литературе // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Тема 2001: Производители и пользователи печат. и электрон. информ. на пути к информ. о-ву: Восьмая междунар. конф. "Крым-2001", 9-17 июня 2001, Судак. - М., 2001. - С.1040-1042.
    8. Разумный баланс между "владением" и "доступом" или что такое распределенный библиотечный фонд // Библиотековедение. - 1999. - N 3. - С.20-27.
    9. Хахалева Н. Концептуальные основы формирования распределенного библиотечного фонда / Н.Хахалева, С.Шпанцева, Т.Афанасьева // Библиотековедение. - 1999. - N 3. - С.28-34.


Источник: Маркова А.А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий [Электронный ресурс] // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: Материалы науч.- практ. конф. (г. Новосибирск, 25-28 окт. 2004 г.): Тез. докл. - Новосибирск, 2004. - 1 дискета
 
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ | СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ | СПИСОК УЧАСТНИКОВ   Вверх
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:31:12 2019. Размер: 40,152 bytes.
Посещение N 12841 с 01.11.2004