Стратегия лидеров 1957-2007 - Лаврентьев М.А. Молодым - дорогу в науку! (1960)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ЛЮДИ ПЕРВОГО НАБОРА
 
  
Академик М.А.Лаврентьев
МОЛОДЫМ - ДОРОГУ В НАУКУ!
*

В нашей стране созданы самые благоприятные условия для расцвета науки. С первых дней Советской власти много внимания ей уделял В.И.Ленин. И ныне мы повседневно, на многочисленных фактах видим, как успешно воплощается в жизнь ленинское пожелание о том, чтобы «наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом».

Всему миру известны замечательные успехи Советского Союза в освоении космоса, ракетостроении, мирном использовании атомной энергии, в ряде других отраслей науки и техники. Этими успехами мы по праву гордимся, но вместе с тем заботимся о том, чтобы завтра они были еще бóльшими. Во всех областях жизни мы стремительно идем вперед, перекрываем наши вчерашние достижения.

Намечаемые планы развития народного хозяйства СССР базируются на новейших достижениях науки. При этом в них входит использование не только того, что есть, но и того, что наука обещает дать в ближайшем будущем. Роль науки быстро растет, и еще быстрее растет потребность в кадрах ученых и инженеров, владеющих новой техникой и имеющих хорошую научную подготовку. Ныне квалифицированных научных кадров явно не хватает. Особенно их недостаточно в новых отраслях техники. А ликвидировать этот недостаток не так легко. Ведь построить завод можно гораздо быстрее, чем подготовить опытного специалиста, а еще больше времени требуется для формирования ученого.

Советское государство щедро идет навстречу ученым и с каждым годом, расширяет ассигнования на научные работы. Поэтому можно намечать самые обширные планы развития науки, обеспечивая эти планы материальной базой. Но мы столкнулись с таким положением, что в ряде важных отраслей знаний новые научные институты, если не принять решительных мер, не будут обеспечены необходимыми кадрами.

Нынешние темпы подготовки научных кадров ни в коем случае нас удовлетворить не могут.

Посмотрите на перспективы развития нашей промышленности: нам нужно оснащать ее электроникой, счетно-решающими устройствами, новыми автоматами и т.д. Производству будут нужны не только высококвалифицированные, но и все большую роль будут играть научные работники и инженеры со специальной научной подготовкой. Готова ли сегодня наша высшая школа к такому большому насыщению производства научными кадрами? На этот вопрос пока нельзя дать утвердительный ответ.

В развитии науки исключительное место приобретают научные поиски, особенно поиски, проводимые на стыке разных отраслей знаний. Едва ли их можно в полной мере планировать. Не все они приводят к открытиям, но наш долг - создавать необходимые условия для того, чтобы такие поиски развертывались по более широкому фронту. Важно, чтобы быстро росла армия ученых, занятых в области фундаментальных, теоретических наук, вооруженная новейшими экспериментальными средствами.

Этот вопрос должен быть в центре внимания педагогов уже в средней школе. Чем раньше молодежь будет приобщаться к науке, тем быстрее и полнее будет отдача. Уже в средней школе надо развивать рвение к науке, технике, изобретательству, отбирать тех, кто проявит особый интерес к этому делу. Исключительно благородна роль скромных тружеников средней школы - учителей, которые умеют прививать своим питомцам любовь к тому или иному предмету. Между тем известно, что многие учителя ориентируются на средний уровень знаний.

Часто люди, особенно одаренные в одной области знания, оказываются малоспособными в других областях. Если обнаруживается ученик с направленным, определенным интересом, учитель призван развивать этот интерес. Его усилия должны, конечно, тактично учитывать и преподаватели других предметов.

Нужно, чтобы учителя умело выявляли способности школьника, его тяготение к тому или иному предмету. К сожалению, умение школьника заучить и быстро ответить на память выдается иногда за высокие способности. И как часто наши педагоги потом убеждаются в своей ошибке!

Но есть и другие примеры. Опыт одной из казанских школ показал, каких замечательных успехов можно добиться, если повысить требования к наиболее сильным ученикам в тех дисциплинах, где они особенно отличились. Здесь и рождается порыв к будущей научной деятельности. Не случайно выпускники именно таких школ впоследствии чаще занимают ведущее положение в науке и технике.

В наших университетах, и особенно в педагогических вузах, следует максимально развивать именно такие качества будущих педагогов.

В крупных научных центрах, где, как правило, много хороших средних школ, выискиванием целеустремленных, способных школьников занимаются кафедры вузов, дома пионеров, клубы конструкторов и т.д. Большую роль играют и олимпиады - состязания в области математики и других наук.

Тесная связь вузов со средней школой - одно из самых мощных средств улучшения деятельности и вуза, и средней школы. Надо приложить усилия к тому, чтобы максимально расширить влияние вузов на среднюю школу, чтобы везде происходил отбор школьников, отличающихся особым интересом к тем или иным предметам. Целесообразно, например, устраивать всесоюзные олимпиады по тем или иным предметам с большой предварительной заочной подготовкой школьников. Следует организовать инспекционные поездки по местным школам работников высшей школы, Академии педагогических наук, опытных учителей.

М.А.Лаврентьев
М.А.Лаврентьев с учащимися Физматшколы.

Залогом хорошего отбора в высшую школу должно быть расширение связей высшей и средней школы. В Москве, Ленинграде, Киеве, Казани, Новосибирске и других городах такой отбор возможен именно потому, что там сами работники вузов идут с этой целью в школу. Но было бы утопией рассчитывать в ближайшее время на то, что работники вузов сумеют с этой целью прийти во все школы. Надо подумать о том, как бы улучшить отбор при существующей системе приема в высшие учебные заведения.

Дело в том, что существует огромная разница в обучении в средней и высшей школе. Если школьник был отличником и хорошо сдал вступительные экзамены, еще не значит, что он будет хорошо учиться в вузе и станет ученым. Однако по примеру средней школы руководители и преподаватели большинства вузов стремятся максимально сократить отсев. Основное внимание там уделяется середнякам. Я же считаю, что в высшей школе надо смелее отсеивать не только слабых, но и тех, кто окажется малоподходящим для данного института. Их нужно переводить из одного вуза в другой, добиваясь, чтобы специальность лучше соответствовала возможностям и устремлениям студентов. Целесообразно пополнять убыль студентов за счет отличившихся заочников.

Для повышения качества подготовки в вузах будущих ученых необходимо сближение вузов с научными институтами, с Академией наук СССР, республиканскими академиями наук.

Значительная часть наших ученых оторвана от вузов. Отбор в аспирантуру часто носит случайный характер. Обучение же в вузах нередко проводится на базе устаревшего оборудования и данных науки вчерашнего дня. Назрела необходимость в совершенствовании деятельности аспирантуры, в усилении внимания к подготовке кадров высшей квалификации - докторов наук.

Надо поднять всю научную общественность на решение задачи подготовки кадров высшей квалификации. Помочь талантливому человеку пойти в науку - для ученого дело, пожалуй, более важное и почетное, чем даже крупный собственный научный результат. На заводах, фабриках, в совхозах и колхозах есть немало талантливых инженеров и агрономов, которые проявляют интерес к научной работе. Следует всячески поощрять их движение в науку, создавать для этого необходимые условия.

Необходимо стимулировать поездки ведущих ученых в вузы различных городов и республик для чтения там циклов лекций, проведения семинаров со студентами и преподавателями. В этой связи заслуживает большого внимания содружество университетов Ленинграда и Владивостока.

Проблема сближения обучения в вузе с работой в промышленности удачно решается сближением вуза с заводом. У нас сейчас создаются заводы-втузы, представляющие собой новый тип высших учебных заведений. Они могут готовить кадры по новейшей технике и для себя, и для всей страны. Ученые должны перенять этот опыт.

На принципе сближения науки и обучения у нас в Академгородке создан Новосибирский университет. Сибирское отделение Академии наук считает университет своим кровным детищем, но за оказываемую ему помощь нам немало неприятностей причиняют финансовые органы. Мне кажется, было бы правильно самым крупным объединениям взять на себя и подготовку кадров высшей научной квалификации. В виде опыта, на наш взгляд, целесообразно было бы передать Академии наук СССР некоторые университеты. Это наложит на ученых большую ответственность за подготовку кадров и вместе с тем даст им возможность более гибко и правильно отбирать в науку самых сильных и обучать их у себя.


* Правда, 1960 (18 окт.) (в сокращении).
 СО РАН 
  
 
Лаврентьев М.А. Молодым - дорогу в науку! // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.75-78.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:10 2019 (23,716 bytes)
Посещение 3429 с 25.01.2010