Стратегия лидеров 1957-2007 - Коптюг В.А. Предложения СО РАН о неотложных мерах по сохранению отечественной науки (1996)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПРЕОДОЛЕЕМ ВСЕ ТРУДНОСТИ
 
  
Академик В.А.Коптюг
 
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО РАН К ЗАСЕДАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО ВОПРОСУ
«О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ»
*

ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ

Со стороны ученых

Разработать программу сокращения численности научных организаций на основе выделения наиболее жизнеспособных, обеспеченных должным кадровым потенциалом частей родственных научных организаций с созданием на их основе объединенных институтов, работающих по приоритетным направлениям. Расположение этих частей на территории различных субъектов Федерации не должно рассматриваться как препятствие на пути такого объединения.

Со стороны Правительства

Строго выполнять статью Федерального закона о науке и научно-технической политике, о финансировании науки в размере 4% расходной части бюджета. Обеспечить четкую временную плановость выделения предусмотренных Законом о бюджете средств.

Все предусмотренные в Законе о бюджете расходные статьи на поддержание «государственной» науки отнести к числу «защищенных». Прекратить использование «суррогатов» денег (всех видов зачетов взамен денег) при государственном финансировании науки.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ

Со стороны ученых

Инициировать работу РАН и СО РАН по нормативно-правовому обеспечению российской науки, образования и научно-технического прогресса в тесном взаимодействии с комитетами Федерального собрания

Отделениям и институтам РАН обеспечить регулярную подготовку аналитических материалов и рекомендаций для Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации.

Со стороны Госдумы и Правительства

Законодательно установить, что субъекты науки, успешно решающие задачи, пользуются стимулирующими их деятельность налоговыми и льготами на федеральном и региональном уровнях.

В числе первоочередных разработать Закон РФ «Об инновационной деятельности», стимулирующий привлечение инвестиций в научную и научно-техническую деятельность.

Законодательно решить вопрос об освобождении студентов и выпускников вузов от службы в армии.

Обеспечить бесплатный доступ бюджетным научно-исследовательским организациям к государственным базам данных, включающим статистическую метеорологическую, природоохранную и т.п. информацию.

 

ИНТЕГРАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ПРОИЗВОДСТВЕННО-РЕАЛИЗАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Со стороны ученых

Всемерно содействовать интеграции фундаментальных исследований и производственно-реализационных направлений, в том числе путем включения в объединенные научно-исследовательские институты РАН, РАСХН и РАМН, ядра некоторых распадающихся конструкторско-технологических, экспериментальных и других прикладных организаций.

Совершенствовать работу конструкторско-технологических институтов.

Развивать систему технопарков в научных центрах.

Со стороны Правительства

Развитие Закона «О науке и научно-технической политике»: добиться на законодательной основе предоставления налоговых льгот научным коллективам, осуществляющим производственно-реализационную деятельность в научно-технической сфере.

С целью спасения наиболее важных частей ограниченного числа распадающихся, но важных на перспективу отраслевых институтов рассмотреть возможность и определить порядок их перевода под юрисдикцию Российской академии наук.

Предусмотреть выделение из Государственного бюджета 20-25% средств, требуемых на обеспечение функционирования этих частей (остальное за счет производственно-реализационной деятельности).

Сформировать более четкую правовую основу использования федерального имущества, находящегося на балансе организаций науки в интересах науки, в том числе в целях развития производственно-реализационного направления без взимания налогов с арендной платы в случае направления получаемых средств на основную деятельность.

Устранить противоречие в формальном и фактическом статусе лесов на территориях, закрепленных за РАН и ее организациями.

 

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Со стороны ученых

Активизировать работу созданных к настоящему времени региональных научно-образовательных комплексов.

Шире распространять опыт Физтеха и МГУ, строящих образовательный процесс на базе научных исследований НИИ.

Со стороны Правительства

Увеличить объемы финансирования президентской программы интеграции науки и высшей школы, а также межрегиональных научно-технических программ (типа «Сибирь», «Урал», «Большая Волга» и т.п.), являющихся реальным интеграционным механизмом академической, отраслевой и вузовской науки.

 

ПОДДЕРЖАНИЕ ПРИБОРНОЙ БАЗЫ ИНСТИТУТОВ

Со стороны ученых

Стимулировать создание межинститутских аналитических, информационных и вычислительных центров коллективного пользования, чтобы хотя бы частично нейтрализовать негативные последствия старения приборной базы институтов.

Поддержание особо крупных установок национального масштаба должно опираться на целевую помощь государства и международное сотрудничество.

Со стороны Правительства

Освободить научно-исследовательские институты от уплаты налогов при безвозмездной передаче на их баланс материалов, приборов и оборудования, как российскими, так и зарубежными организациями и фирмами.

Предусмотреть в Законе о бюджете выделение финансовых средств на поддержку уникальных исследовательских установок национального масштаба, вычислительных и информационных систем, а также исследовательского флота и сетей многолетних наблюдений (геофизические и биосферные станции).

 

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ОФОРМЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
И РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Со стороны ученых

Шире и эффективнее использовать контрактную систему оформления трудовых отношений и рейтинговой оценки итогов работы организаций, лабораторий и научных сотрудников для стимулирования высокой эффективности работы во всех звеньях научной и научно-технической сферы. При этом следует обратить особое внимание на то, чтобы эти формы не подрывали коллективизм работы в научных организациях.

Со стороны Правительства

Разработать и утвердить на уровне правительственных органов нормативные документы на контрактную систему, применяемую на различных уровнях - от госзаказа на приоритетные исследования до трудоустройства научных сотрудников в организациях.

Усовершенствовать нормативную базу по вопросам интеллектуальной собственности - ее оценки, распоряжения и т.п.

При финансировании и поддержке государственных научных и научно-технических программ, а также бюджетных и внебюджетных фондов учитывать необходимость соблюдения разумного баланса для поддержки научных коллективов, работающих по приоритетным направлениям науки и техники и индивидуальных ученых, проводящих исследования по отдельным проектам.

 

ФОНДЫ АРЕНДНОГО ЖИЛЬЯ

Со стороны ученых

Необходимо сформировать серьезные фонды арендного жилья, предоставляемого на определенный срок (до 3 лет) для обновления и усиления кадрового потенциала науки путем закрепления молодых научных работников и отбора специалистов высокой квалификации из числа лиц, перемещающихся в Россию из стран СНГ.

Со стороны Правительства

Необходимо в существенно расширенном масштабе реализовать Указ Президента РФ о выделении централизованных капиталовложений на строительство арендного жилья для науки.

Освободить научно-исследовательские институты от уплаты налогов при покупке за счет внебюджетных средств жилья для сотрудников.

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ

Со стороны ученых

Расширить работу по формированию и активизации международных научных центров на территории России с целью расширения участия отечественных ученых в международных научных программах и привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов и средств для работы в России.

Со стороны Правительства

В связи со значительным расширением международного научного сотрудничества и появлением новых организационных форм необходимо утвердить на уровне Правительства РФ Положение о деятельности на территории Российской Федерации международных научных центров, как добровольных, неправительственных организаций.

Проект такого Положения был ранее направлен СО РАН в Миннауки (N 15001-01/215 от 10.03.94).

 

ПОДДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ

Со стороны ученых

Проанализировать состояния сферы социального и всего инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности научных центров и разработать планы ее поддержания в нынешних условиях, в том числе путем передачи части его муниципальным органам, с сохранением дотационной части для содержания наиболее важных, ключевых объектов инфраструктуры.

Со стороны Правительства

Ускорить принятие законов, которые обеспечили бы сохранение жизнеспособности территориально-обособленных научных центров (академгородков и наукоградов) как национального достояния страны.

Расширить организации РАН (расположенные вне академгородков) и обязать соответствующие местные органы власти осуществить передачу объектов жилья и коммунальной сферы, а также, по согласованию с РАН, объектов здравоохранения, социально-культурной сферы и детских дошкольных учреждений, находящихся в оперативном управлении РАН, в муниципальную собственность территорий, где эти объекты расположены, в техническом состоянии объектов и коммуникаций, которое фактически имеется к моменту передачи.

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Со стороны ученых

Шире освещать в средствах массовой информации ситуацию в науке и образовании, обращая особое внимание на достижения отечественной науки и проблемы научно-технического прогресса, в целях экономической и экологической безопасности России, пропагандируя современный и исторический опыт: «нет национального суверенитета без науки в образовании».

Настойчиво доводить до Правительства и широкой общественности аналитические оценки, научные прогнозы и рекомендации.

Со стороны Правительства

Обеспечить возможность широкого использования эфирного времени сотрудникам РАН, РИА, РАСХН, РАМН и вузов для информирования широкой аудитории о достижениях науки и образования и o проблемах научно-технического прогресса, роли науки и образования в обеспечении безопасности и устойчивого развития страны.

Признать РАН в качестве официального коллективного советника-эксперта по вопросам развития науки и техники.


* 
 
Предложения были подготовлены академиком В.А.Коптюгом на основе обсуждения с членами Президиума СО РАН, предложений научных центров СО РАН и Сибирского отделения РАСХН и направлены в декабре 1996 года в виде записки в ГКНТ и Президиум РАН. После дополнительного обсуждения на Президиуме СО РАН и президиумах Иркутского и Бурятского научных центров в январе 1997 г. эти предложения были дополнены и окончательно сформулированы и.о. председателя Отделения академиком Н.Л.Добрецовым и доложены им на II Всероссийском семинаре «Российская наука: состояние и проблемы». Обнинск, 11-12.02.1997 год.

 СО РАН 
  
 
Коптюг В.А. Предложения СО РАН к заседанию Правительства РФ по вопросу «О неотложных мерах по сохранению отечественной науки» // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.378-382.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (29,533 bytes)
Посещение 2538 с 25.01.2010