К 120-летию Новосибирска - Протопопов Н.Н. Строительство Сибирской железной дороги и основание Новониколаевска (Новосибирска) (1955)
Навигация
 
 
 
1955  ПРОТОПОПОВ Н.Н. СТРОИТЕЛЬСТВО СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
   И ОСНОВАНИЕ НОВОНИКОЛАЕВСКА (НОВОСИБИРСКА)*
 
---

Под влиянием развивавшихся капиталистических отношений в России уже в самом начале второй половины прошлого столетия остро почувствовалась необходимость коренной реорганизации путей сообщений. В пятидесятых годах появилось много проектов строительства железных дорог в Сибири (Муравьева-Амурского, Софронова и др.). Проекты Любимова и Богдановича (1860 г.) намечали соединение железной дорогой бассейнов Волги и Оби, но царское правительство десятки лет не могло приступить к их реализации.

После отмены крепостного права развитие капиталистической промышленности в России пошло довольно быстро, причем промышленный подъем сопровождался усиленным железнодорожным строительством.

В 1883 г. началось строительство железной дороги между Екатеринбургом (ныне Свердловск) и Тюменью, а регулярное движение по ней открылось в декабре 1885 года.

Строительство Сибирской железной дороги было разбито на три очереди. В первую очередь строилась Западно-Сибирская железная дорога - от Челябинска до р.Оби, протяжением в 1332 версты.

Начиная от Омска, трасса будущей дороги пролегала примерно там же, где и старый Сибирский (Московский)

67  

68  
 
тракт. А тракт этот пересекал Обь у небольшого уездного городка Колывань. Казалось бы, здесь и надо было строить мост. Кстати сказать, об этом хлопотали и колыванские купцы, которым железная дорога сулила хорошие барыши.

Но берега и дно Оби у Колывани мало подходили для постройки дамбы и моста. Дорога на протяжении нескольких километров тянулась низиной, которую весной заливала вода, ложе реки было мягко и неудобно для сооружения тяжелых мостовых опор.

Изыскательская партия, которую возглавлял известный инженер Н.Г.Михайловский (он же - писатель, выступавший под литературным именем Гарин-Михайловский), не согласилась с доводами купцов и, двинувшись вверх по Оби в поисках более удобного места, дошла до устья небольшой речки Каменки против деревни Кривощеково, где дно реки Оби было твердым, каменистым. Обь текла здесь в гранитных берегах.

Об этом сам Н.Г.Михайловский впоследствии писал: «...Оба берега реки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива: у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки - 12 верст, а здесь - 400 сажен» [1].

Вопрос был решен. Линия железной дороги, обойдя Колывань, вышла к Оби у деревни Кривощеково.

Правый берег Оби тогда выглядел пустынным. В устье Каменки, по воспоминаниям инженера-писателя, стояла водяная мельница одного из кривощековских богатеев, а в сосновом бору - рыбацкая хижина. Ниже устья Каменки приткнулось к лесу несколько крестьянских хат, в которых жили «смиренные низкорослые вятичи», только что переселившиеся сюда из Вятской губернии. Свой поселок они называли «Новая деревня».

В 1893 году прокладка железной дороги первой очереди от Челябинска до Оби подошла к концу. Строители перебрались на участок второй очереди - от Оби до Енисея. Деревню Кривощеково, которая стояла тогда на самом берегу реки, пришлось сносить. Часть жителей переселилась на новое место - чуть выше по Оби, а часть переехала в Новую деревню, в которой насчитывалось

68  

69  
 
104 человека [2], и стала строиться в вековом сосновом бору.

Этим летом, в 1893 году, началось строительство моста, и на берегу Оби, близ устья Каменки, выросли первые склады, бараки строителей моста и железнодорожных рабочих.

Тогда же началась расчистка леса под железнодорожные пути и под самую станцию, которая стала называться ст.Обь. Около нее возник второй поселок.

Поселок близ устья Каменки, образовавшийся из поселения вятичей и прибывших на строительство моста и железной дороги рабочих, в 1893 году назывался Гусевкой по имени жившего здесь рыбака Гусева. Второй поселок, расположенный в районе строительства станции Обь, именовался Александровским. Название Новониколаевск впервые упоминается только в декабре 1895 года в приговоре (решении) о переименовании поселка в город.

К тому времени два поселка (Гусевка и Александровский) слились в один, и в нем насчитывалось уже три с половиной тысячи жителей. Это были, главным образом, каменщики, кузнецы, плотники, землекопы, прибывшие на стройку. Многие из них сыграли впоследствии видную роль в борьбе с самодержавием в революции 1905 года и в Великую Октябрьскую социалистическую революцию. На строительство моста прибыл также кузнец Е.А.Грозный, один из основателей марксистских кружков среди железнодорожных рабочих и пламенный пропагандист, слесарь Я.Н.Овчуков, участник будущих революционных боев и строительства социалистического Новосибирска, и многие другие.

В памятный для жителей день 2 марта 1897 года через станцию Обь, еще до открытия моста, проезжал в сибирскую ссылку, в Енисейскую губернию, великий основоположник Коммунистической партии Советского Союза и нашего государства Владимир Ильич Ленин.

Со станции Обь Владимир Ильич отправил своей матери Марии Александровне Ульяновой письмо, в котором сообщал: «...Я переехал сейчас на лошадях через Обь и взял уже билеты до Красноярска... Переезд через Обь

69  

70  
 
приходится делать на лошадях, потому что мост еще не готов окончательно, хотя уже возведен его остов» [3].

Как мы видели, поселок развивался первоначально за счет притока рабочей силы на строительство железнодорожного моста; население его в основном состояло из строительных рабочих, железнодорожников, ремесленников и мелких торговцев. Следовательно, поселок, будущий Новосибирск, зарождался в связи с железнодорожным строительством и прежде всего возведением моста через Обь. Вот почему начало строительства - 1893 год - принимается за время возникновения самого города. Общая численность населения в нем в это время не достигала тысячи человек, но вскоре население стало резко увеличиваться, поселок расстраивался, причем из поселения на строительном участке он превратился с началом железнодорожного движения в торгово-перевалочный пункт, что, конечно, немало способствовало дальнейшему его росту.

 
---
 П р и м е ч а н и я
---
 
[1] Н.Г.Гарин. Из дневника кругосветного путешествия. Географгиз, 1952, стр. 39-40.
[2]Ф.Н.Белявский. Западная Сибирь в пределах великого Сибирского железнодорожного пути. Россия, т.XVI, СПБ., 1907.
[3]В.Ульянов (Ленин). Письма к родным 1894-1919. Партиздат, 1934, стр.23.
 
---
* Источник публикации: Протопопов Н.Н. Строительство Сибирской железной дороги и основание Новониколаевска (Новосибирска) // Протопопов Н.Н. Новосибирская область: Экономико-географическая характеристика (общий обзор). - Новосибирск: Кн. изд-во, 1955. - С.67-71: ил.|Храм

 
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
 

[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск, Россия)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Wed Feb 27 14:48:44 2019. Размер: 19,051 bytes.
Посещение N 10333 с 20.03.2000