Валентин Афанасьевич Коптюг. Коптюг В. А. Выживем только вместе (Развитие, 1993)
Коптюг В. А.
Академик Валентин Афанасьевич Коптюг Цитата

Выживем только вместе

Академик Валентин Коптюг

Сегодня угроза выживанию пришла со стороны окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности. Угроза эта имеет глобальный общепланетарный характер, затрагивающий все страны, всю нашу цивилизацию. Возможное глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонного слоя, кислотные дожди, накопление в почве промышленных районов токсичных тяжелых металлов и пестицидов в сельскохозяйственных зонах, загрязнение больших территорий радионуклидами заставили человечество задуматься над вопросом — а можно ли так жить дальше и что делать развивающимся странам, которые еще только начинают двигаться по пути промышленного развития?!

Серьезная обеспокоенность состоянием окружающей человека природной среды и перспективами развития цивилизации прозвучала еще на Стокгольмской конференции ООН 1972 года, которая создала специальную структуру — Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — для дальнейшей проработки обозначившихся проблем. В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее», широко известный как доклад Гру Харлем Брундтланд, возглавлявшей работу комиссии. Именно с этого момента замелькал термин «устойчивое развитие», под которым понимают такую модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.

Работа по подготовке Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) велась под общим руководством Генерального секретаря КОСР Мориса Стронга (Канада) в течение двух с половиной лет. Усилиями представителей более 170 стран мира готовились три основополагающих документа — Декларация по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов, Повестка дня на XXI век.

Необходимость Принятия Конвенции по биологическому разнообразию была очевидной. Число разновидностей биологических организмов на нашей планете (от простейших до человека) огромно. К настоящему времени их описано около 1,4 миллиона, хотя общее число, по имеющимся оценкам, составляет, не менее 5 миллионов. Специалисты утверждают, что в связи с деградацией природной среды ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей (преимущественно простейших) организмов. Это означает, что за грядущие 50 лет планета потеряет от четверти до половины своего биологического разнообразия, формировавшегося сотни миллионов лет. Многие разновидности исчезнут до того, как мы узнаем об их существовании.

Биосфера является не только важнейшим элементом целостного природного комплекса, но и уникальным банком генетических ресурсов, на которых зиждется вся селекционная работа по созданию новых сортов растений и пород животных; наша продовольственная база; работа по изысканию новых микроорганизмов и другого генетического материала для биохимических процессов и биотехнологий сегодняшнего дня и будущего; значительная часть ассортимента лекарственных препаратов и т.д.

С точки зрения биологического разнообразия особо выделяются тропические страны. По имеющимся оценкам, в тропических лесах, в прибрежных водах тропических стран и в зонах коралловых рифов обитает до двух третей всех биологических видов планеты. С другой стороны, разработка биотехнологических процессов требует очень серьезной научной базы и поэтому осуществляется в основном в развитых странах, компании и корпорации которых извлекают очень высокие прибыли от их использования. Сегодня стоимость продукции, производимой с использованием биотехнологий, оценивается в 4 миллиарда долларов, а к 2000 году ожидается рост этой цифры до 40-50 млрд. в год. Это объясняет жесткость конкурентной борьбы, развернувшейся в сфере биотехнологий между компаниями США, Западной Европы и Японии.

Естественно, развивающиеся страны полагают справедливым передачу части прибыли им для проведения необходимых мероприятий по сохранению биологического разнообразия или передачу им на льготных условиях новых технологий, созданных на основе их генетических материалов. Однако на пути удовлетворения претензий развивающихся стран стоят как налогоплательщики развитых стран, так и право собственности на запатентованные технологии корпораций, компаний и отдельных лиц.

В проекте документа вопросы компенсации были оговорены в весьма мягкой, обтекаемой форме. Тем неожиданнее было заявление Дж. Буша, сделанное непосредственно накануне Конференции, о том, что Соединенные Штаты не подпишут документ о сохранении биологического разнообразия. Видимо, на президента было оказано сильное давление со стороны национальных и транснациональных компаний и корпораций, работающих в области биотехнологий, не считаться с которыми он в период предвыборной кампании не мог.

США сделали также все возможное, чтобы ослабить действенность Конвенции об изменении климата и Повестки дня на XXI век по вопросам, касающимся сокращения выбросов парниковых газов, прежде всего углекислого газа, в атмосферу.

Парниковыми называют газы, которые интенсивно поглощают тепловое инфракрасное излучение и тем самым усиливают роль атмосферы как аналога парникового покрытия по отношению к поверхности Земли. Рост концентрации парниковых газов в атмосфере и обусловливает ожидаемое глобальное потепление климата нашей планеты, чреватое многими бедами для сельского хозяйства в результате регионального изменения погодного и водного режима; угрозой для многих экосистем, адаптировавшихся к определенным климатическим условиям, а также трагедией для прибрежных районов в результате подъема уровня океанов и открытых морей. Многие специалисты полагают, что глобальное потепление климата Земли уже началось.

К парниковым газам относятся углекислый газ, хлорфторуглеводороды, используемые в промышленных и бытовых холодильных установках (фреоны), а также в аэрозольных товарах, метан, озон и окислы азота. Их относительный вклад в прирост парникового эффекта атмосферы составляет соответственно 50, 20, 16,9 и 5 процентов.

Поскольку на выбросы хлорфторуглеводородов международное сообщество уже ввело ограничения Венской конвенцией об охране озонового слоя (1985 г.), Монреальским протоколом об ограничении использования веществ, разрушающих озоновый слой (1987г.) и последующими уточнениями к нему (1990 г.), то в рассматривавшихся Конференцией документах под парниковыми газами в основном понимается углекислый газ.

Основными антропогенными источниками прироста содержания углекислого газа в атмосфере являются энергетика и транспорт, работающие на органическом топливе. В соответствии с этим основные выбросы углекислого газа приходятся на долю промышленно развитых стран: США — 25 процентов, бывший СССР — 19, ЕЭС — 14, Китай — 10, весь остальной мир — 32 процента (данные 1986 года).

Если подсчитать выбросы на душу населения, то соотношение цифр будет еще более впечатляющим и свидетельствующим о том, что истоки глобального изменения климата кроются в чрезмерном потреблении ресурсов развитыми странами.

Судя по документам Конференции и общему ходу дискуссии, становится ясным, что мировое сообщество очень быстро идет к введению системы цен на все виды ресурсов с полным учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к квотированию выбросов на душу населения.

Переход к квотированию означает, что многим развитым странам придется покупать квоты на выбросы, в частности на выбросы углекислого газа. Даже с учетом очень серьезной энергосберегающей политики, проводимой в последние два десятилетия США и странами Западной Европы, Соединенные Штаты окажутся в весьма невыгодном положении как страна, потребляющая больше всех энергоресурсов на душу населения.

С учетом этих соображений США стараются отодвинуть решение вопросов квотирования и поэтому делали еще в ходе подготовительного процесса все возможное, чтобы не допустить введения в Конвенцию об изменении климата и главу Повестки дня на XXI век, посвященную проблемам атмосферы, каких-либо обязывающих конкретных записей о масштабах и сроках сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу. И надо сказать, что, несмотря на резко отрицательную позицию развивающихся стран, им в блоке с группой арабских стран удалось выхолостить документ — итоговые записи гласят, что, по мере возможности, странам следует вернуться к концу данного десятилетия, т.е. к 2000 году к уровню выбросов углекислого газа 1990 года.

Остальные развитые страны отмежевались от обструкционистской позиции США. Но, не желая расширять трещину в блоке «семерки», давлению на США предпочли решение о добровольном принятии на себя обязательств по сдерживанию выбросов углекислого газа в атмосферу. С политической точки зрения это очень выигрышный ход. Министр экологии, охраны природных ресурсов и ядерной энергетики Германии Клаус Тепфер заявил, что ФРГ будет вводить налоги на энергию и СО2. Здесь намерены достичь 25–30-процентного сокращения выбросов к 2005 году, принимая 1987 год за основу.

В вопросе выбросов углекислого газа в атмосферу администрация США понесла значительный моральный и политический урон. Понимая это, Дж. Буш решил «набрать очки», выдвинув инициативу форсирования подготовки достаточно развернутого документа по сохранению лесного покрова планеты и прежде всего - тропических лесов. Эта инициатива казалась достаточно важной. Покрывая всего лишь 7 процентов суши, топические леса являются местом обитания 50–80 процентов видов живых организмов планеты. На площади тропического леса в 1000 гектаров можно насчитать около 2000 видов растений, 400 видов птиц, 150 видов бабочек и огромное множество разновидностей насекомых и микроорганизмов.

В XX веке уничтожено около половины тропических лесов планеты. В наше время человечество ежегодно теряет 16–17 миллионов гектаров тропических лесов, что вдвое превышает уровень потерь 1980 года и соответствует площади Японии. Масштабная вырубка тропических лесов обусловлена как внутренними нуждами соответствующих стран (расчистка территории под сельскохозяйственные угодья, использование древесины в качестве строительного материала и топлива), так и наращиванием экспорта лесной и сельскохозяйственной продукции, необходимого для покрытия внешних долгов (внешний долг развивающихся стран составлял в 1990 году 1,3 триллиона долларов, выплаты по процентам — 30 млрд. долларов в год).

В связи с этим многие развивающиеся страны, особенно, страны тропического пояса, встретили постановку со стороны США вопроса о проблеме лесов как приоритетного направления работы Конференции далеко не с «распростертыми объятиями», усмотрев в ней попытку перекладывания ответственности за стабилизацию, а в дальнейшем снижение накопления углекислого газа в атмосфере на их плечи. Поэтому еще в ходе подготовительного процесса развивающиеся страны настояли на принятии предложения Малайзии о том, что в документе речь должна идти о лесах всех зон — тропической, умеренной и бореальной.

Сложнее оказалось найти понимание в вопросе о либерализации международной торговли в плане возможностей получения развивающимися странами больших доходов от экспорта, что способствовало бы формированию финансовой основы для реализации мероприятий по сохранению и устойчивому развитию лесов. Острые дебаты по этому вопросу продолжались и в ходе работы Конференции, но найти его приемлемое для развивающихся стран решение не удалось.

В итоге задуманная администрацией США контракция по отношению к критике со всех сторон должным образом в пропагандистском плане не сработала.

Дж. Буш, выступая на завершающей стадии Конференции, когда свои точки зрения и намерения излагали главы государств и правительств, еще раз попытался исправить сложившееся негативное впечатление от позиции США. Он сделал акцент на том, как много Соединенные Штаты делают для себя и для мира в целом в отношении сохранения окружающей среды. За прошедшие после Стокгольмской конференции 20 лет в США выбросы автомобильным транспортом свинца сокращены на 97 процентов и окиси углерода — на 41, общие выбросы в атмосферу твердых частиц сократились на 59 процентов, улучшено состояние водных ресурсов и природных парков.

Да, развитыми странами немало сделано за последние годы и делается сейчас для защиты окружающей среды. Однако ясно и то, что возможность делать это сопряжена с богатством стран, накопленным в значительной мере за счет благополучия других, прежде всего развивающихся, стран.

Президент США «нажимал» в своем выступлении на лидирующую роль США в решении проблем окружающей среды и устойчивого развития. Но выявились и другие претенденты на эту роль. В том числе Япония. Однако инициативу в борьбе за лидерство в значительной мере перехватили страны ЕЭС.

А каково место стран бывшего социалистического содружества во всей сложной ситуации? Единство подходов значительной части этой группы стран проявилось, к сожалению, лишь в двух отношениях — во-первых, в критике тоталитаризма, сваливании на него всех прошлых и нынешних бед и просьбах о помощи. Во-вторых, в увенчавшихся успехом усилиях по упоминанию в документах Конференции существования стран, переживающих период перехода к рыночной экономике и требующих поэтому определенных льгот и поблажек.

В выступлении на конференции вице-президента Российской Федерации А. Руцкого прозвучало интересное предложение о создании «химического» аналога МАГАТЭ - органа, который координировал бы усилия по обеспечению безопасности химической промышленности. А министр экологии и природных ресурсов России В. Данилов-Данильян, охарактеризовав состояние природной среды Российской Федерации как весьма тревожное, вместе с тем отметил, что Россия уже прошла тот период развития, когда экономический рост имеет природоразрушительный характер.

Документом первостепенной важности, представленным на рассмотрение Конференции, явилась Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Первоначально предполагалось, что этот документ будет иметь еще более глобальный характер и носить название «Хартия Земли». Однако удалось согласовать лишь более «мягкий» документ.

Что в ней стоит отметить особо? Прежде всего, это принцип упреждения (или предосторожности), касающийся стадии принятий решения по предотвращению крупного ущерба окружающей среде. Экономическая и политическая цена крупных решений при нынешних масштабах деятельности человечества очень велика, а принимать их, как правило, приходится в условиях неопределенности по многим факторам. Сегодня, например, далеко не до конца понятны факторы, определяющие тенденцию глобального потепления климата и образований «озоновых дыр», включая и соотношение природных и антропогенных компонент. Однако потенциальная угроза человечеству так велика, что игнорировать эти тенденции, не предпринять упреждающие меры недопустимо. Какие средства должны быть изъяты у нынешнего поколения в интересах будущих поколений? Вопросы подобного рода исключительно сложны, но уйти от их решения невозможно.

Генеральный секретарь Конференции Морис Стронг, к примеру, отмечал: «Ученые не любят давать рекомендации, пока не соберут все доказательства, поскольку они принимают во внимание, и это правильно, возможный риск действий при неполной информации. Но неопределенность является особенностью жизни, и мы должны учиться действовать в условиях неопределенности».

Аналогичный призыв к упреждающим действиям в условиях неопределенности прозвучал в итоговых документах Бергенской конференции «Устойчивое развитие, наука и политика»: «Лучше, если мы окажемся более или менее правы в нужный момент, нежели абсолютно правы слишком поздно».

Сложными были и дебаты по вопросам финансирования мероприятий Повестки дня на XXI век. Глобальный экологический фонд (ГЭФ) был создан в конце 1990 года как программа грантов, ориентированных на финансовую помощь развивающимся странам по проектам, содействующим выполнению обязательств этих стран, принятых в рамках международных соглашений по проблемам окружающей среды. В настоящее время осуществляются 72 проекта на сумму 584 миллиона долларов из зарезервированных 1,3 млрд. долларов.

На осуществление в развивающихся странах мероприятий по Повестке дня на XXI век потребуется свыше 600 млрд. долларов.

Подводя итоги, Морис Стронг подчеркнул, что мир после Конференции должен стать другим, другими станут и правительства, принявшие на себя обязательства двигаться к устойчивому развитию. Мы выживем только все вместе, в противном случае не выживет никто.

Параллельно с Конференцией ООН проходил Форум неправительственных организаций. Вот некоторые сформулированные ими принципы:

  • экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню;
  • экология без экономического развития закрепляет несправедливость;
  • равенство без экономического развития — это нищета для всех;
  • экология без права на действия становится частью систем порабощения;
  • право на действие без экологии открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению.

СО РАН Коптюг В. А. Выживем только вместе: [К итогам Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.] // Развитие. — 1993. — Апрель (N 15/16). — С. 7.
 
 
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13  •  e-mail: branch@gpntbsib.ru
 © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН
  Документ изменен: Wed Dec 29 16:44:38 2021
Размер: 43,156 bytes
Посещение N 2801 с 03.06.2011