Соболев С.Л. Учить мыслить
 Навигация
Оглавление

С.Л.Соболев

Соболев С.Л.
Учить мыслить
(Литературная газета. - 1962. - 26 июня)

СЛОВА о том, что роль науки в жизни человеческого общества, в особенности нашего, советского общества, строящего коммунизм, непрерывно и неуклонно возрастает, стали, вероятно, для многих привычными. И тем не менее - а может быть, именно поэтому! - хочется вновь повторять их, ибо речь идет о вещах действительно исторической и государственной важности. Может быть, широким кругам читателей неизвестны цифры, опубликованные не так давно ЮНЕСКО: с каждым десятилетием число научных работников на земном шаре удваивается! Как математик, не могу не дополнить: если бы подсчитать еще, как возрастает год от года «удельный вес» математиков в этой многомиллионной армии, цифры получились бы еще более красноречивыми. Может быть, сейчас, когда пишутся эти строки, некий «юноша, обдумывающий житье», знакомится с проспектом для поступающих в Новосибирский государственный университет в 1962 году. В составе нового гуманитарного факультета он найдет отделение математической лингвистики. Расшифровку таинственных письмен майя, осуществленную сибирскими учеными с помощью быстродействующей вычислительной машины, журналисты окрестили «электронным чудом». Прошло немного времени - и «чудеса» перестают быть чудесами: на вузовской скамье готовятся специалисты для работы в этом направлении. Это лишь один из бесчисленных примеров проникновения математических методов в различные сферы человеческой деятельности...

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров», принятое недавно, подводит итог плодотворным дискуссиям на эту тему - дискуссиям, в которых приняли участие многие виднейшие ученые нашей страны, и намечает одновременно широкую программу дальнейшей работы. Речь сейчас идет не просто о дальнейшем количественном росте отряда советских ученых (хотя и это важно); речь идет о серьезных качественных изменениях и сдвигах, о перестройке нашей системы подготовки и воспитания научных работников в таком направлении, чтобы готовить подлинных мыслителей, активных творцов-исследователей. Короче - учить мыслить!

Когда мы говорим, что современная наука по своей сути коллективна, это отнюдь не означает, что в процессе совместного творчества индивидуальность «стирается» или «растворяется», что сегодняшним лабораториям нужны пресловутые люди-«винтики», главной добродетелью которых является безотказная исполнительность. Ликвидация некоего ореола умиления, окружающего вышеназванный «винтик», - это, между прочим, один из аспектов борьбы с последствиями культа личности в нашей жизни. Современной науке нужны талантливые люди, имеющие призвание к самостоятельной исследовательской работе.

Огромное значение в процессе нашей дальнейшей работы имеют обобщение и использование уже накопленного опыта. Как известно, гигантским экспериментом общегосударственного масштаба явилось в свое время создание нового научного центра на востоке страны. При организации Сибирского отделения Академии наук СССР «ставка» делалась на молодежь - точнее говоря, на сочетание ее творческой энергии и задора с опытом ведущих ученых, руководителей научных учреждений. Как получилось, что за короткий срок в коллективе отделения выросла целая плеяда молодых ученых, с успехом работающих на ответственных и самостоятельных участках научного «фронта»? Не так давно защитил докторскую диссертацию физик Роальд Сагдеев, еще не достигший своего тридцатилетия. Математик Юрий Журавлев, человек комсомольского возраста - он был делегатом XIV съезда комсомола, где его избрали в состав ЦК ВЛКСМ, - возглавляет один из ведущих отделов Института математики и уже имеет своих учеников...

Нельзя сказать, что все проходило и проходит, что называется, «без сучка, без задоринки». Хотя на восток устремились в подавляющем большинстве ученые-патриоты, были, конечно, и ошибки, были, правда, немногочисленные, случаи неоправданного выдвижения тех или иных научных работников. Но общая хорошая творческая атмосфера позволяла и позволяет исправлять эти ошибки «в рабочем порядке», без каких-либо чрезмерно острых конфликтов. В основном же решающую роль сыграла «система доверия» по отношению к молодежи. Сколько бы мы ни говорили о том, что и малые, и скромные дела по-своему нужны и важны, необходимо всегда помнить, что по-настоящему зажечься, увлечься наукой человек может лишь в том случае, когда он видит перспективу своего труда, когда ему поручено нечто действительно серьезное и увлекательное. А о полезности дел скромных и малых уместнее порой напоминать не молодежи, а, скорее, тем, кто, пережив свой лучший возраст, не сумел сохранить горение, перестал расти как исследователь. Если такой работник возглавляет научный коллектив, он должен найти в себе мужество уступить свое место более молодому, но более «перспективному» собрату, взяв на себя более скромную посильную работу.

Весьма серьезно способствовала росту молодых ученых концентрация усилий научных коллективов на проблемах наиболее важных, наиболее перспективных для сегодняшнего дня: таких, как термоядерный синтез - в физике, актуальные вопросы кибернетики - в математике, радиационная генетика - в биологии. Создание целого комплекса научно-исследовательских институтов позволило смело браться за решение интереснейших вопросов, лежащих на рубеже различных областей знания, и одновременно избавило от необходимости иметь в каждом институте всевозможные вспомогательные группы математиков, химиков, измерителей, работа в которых не сулит практически ничего интересного. Нам, ученым, стоит, очевидно, подумать о дальнейшем развитии всевозможных организационных контактов между разными областями знания, чтобы не возникло такого положения, когда сотрудники одного академического института не знают о том, что делают их коллеги буквально за стеной, чтобы ликвидировать, кстати, некоторый профессиональный снобизм, бытующий иногда - что греха таить! - и среди математиков, и среди физиков, и среди ученых многих других специальностей.

Непосредственно направлены на развитие самостоятельного научного мышления у молодежи такие начинания, родившиеся в коллективе Сибирского отделения академии, как ежегодные конференции научной молодежи и Совет молодых ученых, наделенный очень широкими полномочиями. Ему предоставлено, в частности, право создавать межинститутские исследовательские группы из числа молодежи для работы по внеплановой тематике...

Призыв «учить мыслить!» был взят за основу и при организации Новосибирского государственного университета. Мы использовали проверенный жизнью опыт Московского физико-технического института. Университет был создан в едином комплексе с институтами Сибирского отделения Академии наук. С третьего курса студенты, получившие уже определенный запас знаний, поступают непосредственно в лаборатории научно - исследовательских учреждений, участвуют в плановой работе творческих групп, сначала лаборантами, а затем получая, по мере приобретения знаний, опыта и навыков, все большие и большие «права на самостоятельность». Сейчас можно с полной определенностью говорить о том, что подобное сближение учебных и научно-исследовательских учреждений - путь весьма плодотворный. И вместе с тем именно этот эксперимент толкает на дальнейшие педагогические поиски, потому что при такой постановке дела особую остроту приобретает вопрос об отборе при поступлении в университет наиболее достойных - талантливых и трудолюбивых.

В самом деле: как отобрать из тысяч абитуриентов именно тех, кто наиболее перспективен? В том, что существующая система конкурсных экзаменов оставляет все-таки довольно много места для случайности, ни у кого нет сомнений. Да и где гарантия, что эти самые «наиболее перспективные» обязательно находятся в числе поступающих? А может быть, кто-то из них, убоясь большого конкурса, или просто не поняв собственного призвания, или под чьим-то влиянием, избрал себе совсем другой путь? Элемент случайности играет здесь огромную роль И если до сих пор мы еще могли как-то с этим мириться, то сейчас уже не имеем права. Вспомните, как заканчивается Постановление ЦК партии и Совета Министров: Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии наук СССР и Министерству просвещения РСФСР поручено в шестимесячный срок разработать и внести в ЦК КПСС предложения по лучшему отбору наиболее способной молодежи в средней школе для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. Нужные, своевременные слова! А для нас опять-таки особенно важные, ибо они подтверждают правильность и необходимость поисков, которые уже ведутся нами.

Ученые Сибирского отделения Академии наук, математики и физики, старые и молодые, аспиранты институтов и даже многие студенты университета читают сейчас письма. И на всех один короткий адрес: «Новосибирск, 72, Олимпиада». Это - почта первого, заочного тура первой Всесибирской физико-математической олимпиады. А те, кто отличится во втором туре, соберутся в летний лагерь юных математиков и физиков на территории нашего Академического городка, где молодые ученые и студенты университета постараются, чтобы отдых ребят прошел интересно и, главное, с пользой.

Эта олимпиада, проводимая Сибирским отделением Академии наук, довольно существенно отличается от ставших обычными школьных олимпиад, проводимых органами просвещения. Проводившиеся олимпиады имеют, во-первых, более «спортивный», чем научный, характер и охватывают, во-вторых, как правило, лишь детвору крупных городов. Мы же непосредственно ставили перед собой цель выявления одаренных, с тем чтобы взять их для себя «на заметку». Но, может быть, даже это - не главное. Главное - пробудить в человеке, еще в юные годы, интерес к точным наукам, помочь ему открыть «в себе - себя». Я сам поныне с благодарностью вспоминаю моих школьных учителей, которые еще в школе разглядели во мне математика. Не будь их, послушайся я других советчиков, доверься одному из многочисленных юношеских увлечений, - стать бы мне музыкантом средней руки или поэтом-неудачником: пробовал, признаться, свои силы и в том и в другом. Вот почему сегодня я озабочен тем, чтобы какому-нибудь Пете Иванову с последней парты, который, может быть, не очень-то преуспевает в производственной мастерской, но зато решает математические задачи не хуже учителя, вовремя попал в руки плакат с задачами нашей олимпиады. Они составлены так, чтобы Пете Иванову было интересно их решать. Но главное - задачи рассчитаны на самостоятельное, нешаблонное мышление. Соответственно идет и проверка присылаемых решений: принимается в расчет не только (может быть, даже не столько) правильность конечного ответа, но и интересные идеи, оригинальные пути. Еще, кстати, одна из особенностей нашей олимпиады: мы не ограничивали строго возрастной «ценз» ее участников, и наряду со школьниками присылают свои решения - подчас очень интересные - молодые рабочие, колхозники, военнослужащие. Еще не подведены итоги, но можно уже говорить, что опыт приносит ощутимую пользу. Наш первый опыт имел экспериментальный характер, он показал, что система проведения олимпиады нуждается еще в совершенствовании. Но в общем мы допускаем мысль, что такие олимпиады, могут, в конце концов, стать постоянным и узаконенным звеном в системе нашего образования.

Но это еще не все. В конечном счете, радикальное решение вопросов, затронутых в этой статье, немыслимо без определенных изменений в самих школах. Такие изменения вряд ли можно произвести сразу и везде, но и откладывать их нельзя. Нужны опять-таки эксперименты, поиски. Группой наших товарищей разработан интересный документ, представленный на обсуждение в Совет молодых ученых: «К вопросу о разработке программ для школ научного городка Сибирского отделения Академии наук СССР». «Представляется необходимым, - пишут его авторы, - в тех местах, где имеются благоприятные условия, создавать учебные заведения, работающие по новым, измененным программам и учебным планам». Предусматривается введение активных принципов обучения, сокращение объема запоминаемого материала и объема работы, носящей технический, мало поучительный характер.

Школу предлагается разделить на три ступени, причем начиная со второй ступени (с шестого класса) ввести специализацию по двум-трем направлениям (точные науки, описательное естествознание, науки гуманитарного цикла), а на третьей ступени (девятый - одиннадцатый классы) предусмотреть более дробную специализацию. Мы предвидим возражения: не слишком ли рано придется учащимся определять свой жизненный путь? Нам кажется, что такие опасения не очень основательны. По существу, уже в этом возрасте человеческие склонности (особенно если их стимулировать!) определяются. Да к тому же и специализацию можно построить так, чтобы выбор не носил характера безусловного и окончательного на всю жизнь. Преподавание математики, физики, химии, биологии предлагается максимально приблизить к жизни, к современному состоянию этих наук. В области математики, в частности, ликвидировать разделение на арифметику, алгебру, геометрию, с самого начала внедрять алгебраические методы решения задач, ввести в программу сведения об электронно-вычислительных машинах и вопросы программирования, основы математического анализа, аналитической геометрии, элементарной теории множеств, математической логики и т.д. В более общей форме высказаны пока соображения о преподавании гуманитарных дисциплин - русского языка, литературы, истории. Может быть, в этой области нам особенно нужны помощь и совет. Во всяком случае, ясно, что и здесь назревают перемены, что нельзя радикально менять одно и оставлять в неприкосновенности другое, тем более, что жизнь и здесь предъявляет свои требования. Очевидно, и в этой области нужно искать активные методы обучения, которые будили бы мысль, учили со школьной скамьи вырабатывать самостоятельное суждение о явлениях литературы и искусства.

Я остановился столь подробно на этом, пока лишь намечаемом, эксперименте, потому что многое из него сможет, вероятно, если он окажется удачным, после проверки войти постепенно в жизнь большинства школ.. А тем временем следует расширять, сколько возможно, сеть математических классов, кружков, развивать и совершенствовать методику проведения ученических олимпиад по различным отраслям знаний...

Существует, таким образом, целая система сложных, взаимосвязанных проблем, касающихся подготовки нашей научной смены. Да и не только подготовки научной смены, а и вообще воспитания молодого поколения, ибо окончательное преодоление догматизма, начетнической зубрежки, развитие самостоятельности мышления - причем с юных лет, когда начинает складываться человеческий интеллект, - процесс чрезвычайно глубокий по своей значимости и закономерно соответствующий духу времени. Чем больше, чем дружнее будем мы способствовать ему, тем успешнее будут решаться задачи, поставленные перед нами эпохой.

Академик С.Л.СОБОЛЕВ,
Герой Социалистического Труда

Источник: Литературная газета. - 1962. - 26 июня. - С.1.


[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2020 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:55:30 2019. Размер: 32,327 bytes.
Посещение N 5111 с 04.09.2007