Академик Сергей Николаевич Багаев (род. 9.09.1941)

Багаев С.Н.

АКАДЕМИК СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БАГАЕВ*

Академик Сергей Николаевич Багаев - выдающийся специалист в области квантовой электроники и лазерной физики.

Его научная деятельность и становление как ученого связаны с Институтом радиофизики и электроники СО АН СССР, в котором в шестидесятых годах начались исследования в области лазерной физики. В ИРЭ СО АН СССР С.Н.Багаевым были обнаружены новые качественные особенности поглощения лазерного излучения газом при низком давлении, что позволило наблюдать очень узкие спектральные линии на доплеровски-уширенных переходах и на 5-6 порядков повысить разрешающую способность спектроскопии по сравнению с тем, что было до лазеров.

С самого начала творческого пути С.Н.Багаева связывала большая дружба и плодотворное сотрудничество с академиком В.П.Чеботаевым. В 1991 г. благодаря их усилиям был создан Институт лазерной физики, директором которого в 1992 г. становится Сергей Николаевич.

В настоящее время под руководством С.Н.Багаева в Институте лазерной физики СО РАН успешно ведутся исследования в таких направлениях, как нелинейная лазерная спектроскопия сверхвысокого разрешения, лазерные стандарты частоты и времени и их применение в прецизионных физических экспериментах, создание новых лазерных систем и их применение в медицине, биологии, метрологии, геофизике, промышленном производстве и т.д.

Под руководством С.Н.Багаева реализуется комплексная программа по созданию различной лазерной аппаратуры. Разработаны УФ лазерная офтальмологическая установка, лазерный скальпель, лазерный стоматологический аппарат, лазерный измеритель малых смещений для прецизионных измерений деформаций земной коры, прогноза землетрясений и контроля устойчивости сооружений, многоцелевой лазерный технологический комплекс. Научную работу С.Н.Багаев сочетает с огромной по объему научно-организационной деятельностью. Много внимания С.Н.Багаев уделяет подготовке кадров, среди его учеников 5 докторов и свыше 20 кандидатов наук. Он возглавляет кафедры и преподает в Новосибирском государственном университете, Новосибирском техническом университете и Московском физико-техническом институте.

С.Н.Багаев - член редакционных коллегий ряда отечественных и международных журналов ("Квантовая электроника", "Laser Physics", "Applied Physics B: Lasers and Optics", "Optical Review", "Opto-Electronics Letters").

Заслуги С.Н.Багаева отмечены орденом Дружбы народов и Государственной премией за 1998 г.

6 декабря 2004 г. посол Франции в России господин Жан Кадэ вручил знак кавалера Ордена Почетного Легиона академику С.Багаеву, директору Института лазерной физики за выдающийся вклад в научное сотрудничество между Россией и Францией, участие в создании Европейского научного объединения, включающего 6 российских и 6 европейских ведущих лабораторий в области лазерных наук, организацию Лазерного симпозиума, расширяя сотрудничество в области фундаментальной науки, образования и инноваций.

2 сентября 2006 г. за большой вклад в развитие отечественной науки и многолетнюю плодотворную деятельность директор Института лазерной физики СО РАН, член президиума РАН академик С.Н.Багаев указом Президента РФ награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

*Источник:Сергей Николаевич Багаев // Квантовая электроника. - 2001. - Т.31, N 10. - С.940.

Научные школы ННЦ С.Н.БагаевПодготовили А.О.Шишкина (ИЛФ СО РАН) и С.К.Канн