Соболева Н.В. Дорогой наш человек (2010)
 Навигация
 
 

Соктоев А.Б.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
 
СОБОЛЕВА Н.В. ДОРОГОЙ НАШ ЧЕЛОВЕК*
 

Масштаб личности Александра Бадмаевича Соктоева, доктора филологических наук, члена-корреспондента Академии наук Российской Федерации, лауреата Государственной премии РФ, определяется не только его научными трудами и заслугами на поприще государственного служения, но и человеческими, личностными качествами - его исключительным человеческим обаянием, доброжелательностью и открытой расположенностью к людям. Увлеченность делом и человеческая красота Александра Бадмаевича создавали ту атмосферу одухотворения, которая питала неиссякаемую активность его коллег и соратников - фольклористов, составителей-исполнителей томов серии, заражала радостью и ответственностью от причастности к по-настоящему большому делу, крупному проекту, рождала желание достичь победного результата.

И таких томов вышло тридцать - это половина из запланированных шестидесяти, но уже можно сказать: проект состоялся. Состоялся благодаря А.Б.Соктоеву и команде, великому подвижническому труду безмерно дорогих нам Виктора Михайловича Гацака, заместителя главного редактора, Бориса Николаевича Путилова, Юрия Ивановича Смирнова - членов редколлегии серии, благодаря дорогой Елене Ивановне Шастиной, ответственному редактору томов русских сказок, к одному из которых я приложила много усилий.

Каждый был связан со многими другими и непосредственно с теми, кто работал над его томом и составлял его команду - и над всеми парил, как добрый дух, Александр Бадмаевич. При жизни и после. Мы подготовили, издали свои тома и отдалились, а команда сподвижников А.Б.Соктоева в отделе, им созданном, в институте и вне его продолжает дело.

Дело продолжается, оно одухотворено личностью Александра Бадмаевича Соктоева, той идеей, которой и были посвящены его жизнь и деятельность. Ее он выразил, например, после экспедиций по северу Якутии, Дальнему Востоку, Туве, Алтаю и многим другим местам Сибири, следующим образом: "Еще продолжающие свою исполнительскую деятельность отдельные выдающиеся мастера устного художественного слова, в большинстве своем люди преклонного возраста, немощные, одинокие живут, как правило, в ветхих строениях, без элементарных удобств, в атмосфере безразличия и бездушия, обойденные вниманием со стороны государства и местных чиновников. В результате мы становимся очевидцами тяжелой картины: уходят один за другим из жизни крупные сказители, певцы, сказочники - гордость и величие национальной культуры каждого народа, которую они так ярко олицетворяли. Любимые, почитаемые местными сородичами, сибирские Гомеры уходят из жизни, так и оставшись безвестными для всего "цивилизованного" мира" [1, с.7-8].

И А.Б.Соктоев делает все возможное и невозможное, чтобы эти простые, но талантливые люди "попали в историю" и встали в один ряд с теми известными фольклорными мастерами, имена и творчество которых остались в культуре. И сам Александр Бадмаевич также стал уже объектом фольклорного воспевания, объектом поэтического творчества. В старину, да и в наши дни именно такого типа люди становились и становятся героями народных преданий, легенд, песен. Близкие к фольклорным строки народной удэгэйской поэтессы Валентины Кялундзюги в переводе знатока удэгэйского языка Михаила Дмитриевича Симонова, довольно долго работавшего в нашем институте и, к великому сожалению, уже покинувшего этот мир, раскрывают непосредственность искренней радости народа удэге:

      В тайге, на реке Хор,
      Вода такая прозрачная,
      Там камни несет течением
                                по перекатам,
      Там высокие горы - синие-синие...
      В это время
      Приехал на эту землю
      Александр Бадмаевич,
      Старший брат удэгейцев...
      Это великий и умный человек,
      Большой начальник.
      У Александра Бадмаевича
      Волосы седые
      И кучерявые-кучерявые...
      Он со своими товарищами
      О том, как разные люди
      И разные народы
      Раньше жили,
      И сказки рассказывали,
      И в прозе, и в песнях
      Все записывает,
      Чтобы подрастающие дети знали,
      Как раньше жили.
      На нашей земле наступил праздник.
      ....
      Мы говорим:
      "Александр Бадмаевич,
      Ты будешь в наших мыслях
      Как утренняя звезда!
      Собранные тобой мысли разных
                                                народов
      Будут светить
      Нашему поколению
      Как утренние лучи солнца!"
                                                      [2, с.98-100]

Образ Александра Бадмаевича в поэзии интеллектуала -доктора исторических наук - запечатлен Фирсом Федосовичем Болоневым:

      Восточный человек, но Будде не чета
      (Далек от азиатского пророка) -
      Культуру европейскую впитал
      Он, не расставшись с мудростью Востока...
       
      Он всколыхнул дремавшую Сибирь,
      Ученых рать расставил он широко,
      И просияла глубь и ширь
      Непознанной духовности Востока.
       
      Себе он лучший памятник воздвиг.
      Сибирь во Bсем добром богата,
      И хвалит каждый в ней язык
      Деяния аларского бурята
                                                      [2, с.101-102].

Последнее четверостишие навеяно и перекликается с известными стихами Александра Пушкина, горячо любимого и почитаемого Александром Бадмаевичем, - родственность душ была понятна всем, близко его знавшим.

Эти поэтические строки, написанные по велению души и являющиеся доказательством понимания внутренней сути пассионарной личности Александра Бадмаевича, любви к нему совершенно разных людей, приведены не напрасно. Такие яркие или талантливые люди зачастую вызывают непонимание или даже зависть, но история все расставляет на свои места. А Александр Бадмаевич - это действительно великий сын бурятского народа, наш современник, гордость бурятского народа. Мать Бурятия имеет много достойных и великих сыновей, среди филологов можно назвать Ц.Ж.Жамцарано, Ц.Б.Цыдендамбаева, В.Ц.Найдакова и других, но Александр Бадмаевич велик по-своему: он в высшей степени достойно представил свой народ на всесибирском, всероссийском и мировом уровне. И при этом оставался скромным, очень скромным человеком - гордость за свою нацию или хотя бы за себя и свои достижения не означает, что нужно быть высокомерным, напыщенным и чванливым, недоступным для людей. Нравственное кредо Александра Бадмаевича особенно раскрылось во второй половине его жизни, в его любви к тем малым народам и простым людям, а также к труженикам-ученым, с которыми ему приходилось много и близко общаться.

Трудовая деятельность А.Б.Соктоева после окончания Ленинградского госуниверситета в 1953 г., аспирантуры и защиты кандидатской диссертации в 1956 г. делится на два периода - улан-удэнский (1956-1983 гг.) и новосибирский (1983-1998 гг.). Александр Бадмаевич работает в Бурятском государственном педагогическом институте им. Доржи Банзарова - ассистентом, старшим преподавателем, заведующим кафедрой русской и зарубежной литературы историко-филологического факультета. В 1966 году он переходит в Бурятский филиал Сибирского отделения АН СССР, занимает должности ученого секретаря Президиума, заместителя директора Института общественных наук, заведующего отделом литературоведения, фольклористики и искусствоведения. В эти годы им созданы четыре значительных научных труда: заключительная теоретическая глава "Особенности развития бурятской советской литературы" в книге "История бурятской советской литературы" (Улан-Удэ, 1967), монография "Хода Намсараев. Путь к эпосу социалистического реализма" (Улан-Удэ, 1971), монография и докторская диссертация "Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода" (Улан-Удэ, 1976), "Абай Гэсэр Могучий": Бурятский героический эпос (подготовка текста, перевод с бурятского А.Б.Соктоева, комментарии А.Б.Соктоева, Д.А.Бурчиной. М.: "Восточная литература", 1995. Серия "Эпос народов Евразии").

Нетрудно заметить, что словесная художественная культура бурятского народа обследована А.Б.Соктоевым от ее народных фольклорных форм до писательских романных, при этом исследовательская мысль ученого все более расширялась - от современности уходила в глубину, к истокам - и это позволило доказательно выстроить в историческом плане парадигму развития национальной художественной словесной традиции - традиции словесной культуры и национального менталитета бурят.

Разумеется, не только Александр Бадмаевич этим занимался, но его вклад в духовную культуру бурятского народа огромен. Понятно, что при его активном участии, неоднократном обсуждении самой идеи с друзьями - литературоведами Алексеем Ильичом Улановым, Василием Цыреновичем Найдаковым, Гунгой Очировичем Туденовым и другими авторами был создан авторский коллектив для написания "Истории бурятской советской литературы". Позже Александр Бадмаевич писал: ""История бурятской советской литературы" сыграла большую роль не только в республике (она стала учебным пособием, по которому в школах и вузах стали изучать бурятскую литературу, и настольной книгой писателей Бурятии), но и за ее пределами. Она стимулировала появление подобных работ, например, "Историй" казахской, якутской, калмыцкой и других национальных литератур... Опыт создания "Истории бурятской советской литературы" позволил литературоведам Бурятии принять активное участие в подготовке ряда других ответственных коллективных монографий - "Очерков истории культуры Бурятии", "Очерков истории культуры МНР", а также в предпринятом и успешно осуществленном Институтом мировой литературы им. A.M.Горького АН СССР фундаментальном шеститомном труде "История советской многонациональной литературы"" [3, с.130].

Размышления А.Б.Соктоева о литературном процессе в Бурятии в годы советской власти характеризуются серьезностью подхода литературоведа-профессионала высокого класса, глубиной и доказательностью теоретических размышлений, например, об искусстве построения простой фабулы и перерождения ее в сюжет, о роли описания быта в произведениях разных эпох и других основных позиций, особенно касающихся фольклорных, этно-исторических, государственно-политических, культурологических концептуальных сторон. Нельзя не признать, что именно в советское время бурятская литература получила мощный толчок в развитии, достигнув полноценной системы жанровых форм, в том числе и романных.

Создание А.Б.Соктоевым монографии "Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода" необыкновенно обогатило представление о генетических истоках бурятской словесной художественной культуры и изучение жизни и человека через художественное познание в Бурятии и странах Востока. И, таким образом, вся системная панорама бурятского литературного процесса от ретроспекции до наших дней выстроена в исторической и логической последовательности и являет картину замечательного вклада автора в родную культуру. Всех трудов улан-удэнского периода деятельности Александра Бадмаевича Соктоева более чем достаточно, чтобы назвать его истинно достойным представителем гуманитарной интеллигенции Бурятии и России.

Новосибирский период жизни Александра Бадмаевича - всего пятнадцать лет - сопряжен с подготовкой и запуском в производство серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока".

Мысль о создании фольклорной серии не одного, а большинства народов региона была продумана совместно с Василием Цыреновичем Найдаковым и озвучена ими в 1977 году на фольклористической конференции в Якутске, а в 1979 году они вместе изложили проект в издательстве "Наука" в Новосибирске [2, с.103-105]. Директор издательства тех дней Р.С.Русаков пишет: "После встречи в издательстве А.Б.Соктоев подготовил обстоятельный доклад и выступил с ним на заседании Президиума Сибирского отделения АН СССР... Присутствующих на обсуждении подкупила новизна замысла, серьезность подхода, ясность изложения, убедительная аргументация и продуманность в мелочах... Что касается главы проекта, то всем было ясно - это А.Б.Соктоев, заявивший о себе в полный голос глубоким по содержанию и продуманным в деталях докладом. Он сумел передать присутствующим ощущение грандиозности задуманного. Немалую роль в этом, наряду с убедительностью доводов, сыграло личное обаяние А.Б.Соктоева, его блестящая речь, оправданный пафос патриота, отстаивавшего необходимость сохранения богатого духовного наследия коренных народов Сибири и Дальнего Востока" [2, с.106]. Особенно активно А.Б.Соктоев был поддержан академиком А.Л.Яншиным, руководившим тогда Редакционно-издательским советом Сибирского отделения АН СССР. Председатель Сибирского отделения АН СССР академик В.А.Коптюг принял решение перевести А.Б.Соктоева в Сибирское отделение, а академик А.П.Окладников, в то время директор Института истории, филологии и философии СО АН СССР, сделал А.Б.Соктоеву предложение перейти на работу в возглавляемый им Институт, где и создать специальное подразделение, которое занялось бы научной и организационной работой по подготовке к изданию памятников фольклора. А.Б.Соктоев принял это предложение, возглавил новое научное направление [2, с.106].

Таким образом, вклад филологов Бурятии, бурятской научной мысли и инициативы в идею по организации грандиозного проекта и в саму его организацию очевидны для всех.

Задумываясь о роли А.Б.Соктоева в издании серии, в открытии отдела фольклора с его сегодняшней структурой - должностями Ученого секретаря серии, редакторов-переводчиков, редакторов-музыковедов и т.д., задаваясь вопросом о его личном вкладе, его личных неимоверных усилиях, ответ можно получить в послесловии к книге "Памяти Александра Бадмаевича Соктоева": "На титуле 19-го тома "Фольклор долган", вышедшего уже после смерти А.Б.Соктоева, значится так будет во всех последующих книгах): "Серия основана членом-корреспондентом Российской академии наук А.Б.Соктоевым"" [2, с.171]. Такое решение руководителей серии и Сибирского отделения о многом говорит - без А.Б.Соктоева проект мог бы не состояться, его личность в реализации проекта велика. "Главную скрипку" в редколлегии серии наряду с главным редактором - академиком А.П.Деревянко и А.Б.Соктоевым - практическим создателем серии, заместителем главного редактора играл также Виктор Михайлович Гацак - именно он вывел серию на нужный научный уровень и вместе с Александром Бадмаевичем и другими учеными привел к крупному успеху.

А как умел Александр Бадмаевич убеждать и вдохновлять, к примеру, эмоциональными и вдохновенными рассказами о том, как он "догонял" шрифты и технику издания В.В.Лазурского или как отрабатывалось оформление томов серии с художником А.А.Рюминым. Каким живым искрометным юмором, любовью к хоровым и индивидуальным застольным и дорожным песнопениям (песен и романсов он знал великое множество) он обладал! О его искреннем и радостном гостеприимстве могли бы рассказать многочисленные влюбленные в него друзья и коллеги...

Когда ООН объявил 1993 г. годом коренных народов мира, А.Б.Соктоев писал: "Надо полагать, что эта акция не для сиюминутного успокоения совести ООН и правительств. Надеемся, что она станет началом конкретной большой работы, результатом которой должны быть решения главных проблем коренных народов мира" [1, с.4]. Свой вклад в решение главных проблем, волнующих глобализирующийся мир, Александр Бадмаевич сделал. Все, что он сделал, - послание в будущее, послание на благо человеческого содружества.

Н.В.СОБОЛЕВА,
ИМБТ СО РАН, Улан-Удэ
Литература
1. Соктоев А.Б. Национальные культурные ценности как фактор устойчивого развития // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. Ч.2. - Новосибирск, 1994.
2.Фольклор и литература Сибири. Памяти Александра Бадмаевича Соктоева. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.
3.Соктоев А.Б. Развитие литературоведения // Развитие науки в Бурятии. - Улан-Удэ, 1982.
 
Филологические чтения 2010

 * Соболева Н.В. Дорогой наш человек / Соболева Н.В. // Филологические чтения памяти А.Б.Соктоева: [сб. статей]. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - С.17-25.

Научные школы ННЦ А.Б.Соктоев | Литература о жизни и деятельностиПодготовили Екатерина Бережная и Сергей Канн  
 


[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Wed Feb 27 14:56:18 2019. Размер: 34,819 bytes.
Посещение N 2268 с 15.12.2011