Памяти Владислава Владиславовича Воеводского (Изв. СО АН СССР, Отд-ние хим. наук, 1967, вып.2)

Воеводский В.В.

ПАМЯТИ ВЛАДИСЛАВА ВЛАДИСЛАВОВИЧА ВОЕВОДСКОГО *

20 февраля 1967 г. скоропостижно скончался один из крупнейших советских ученых в области химической физики академик Владислав Владиславович Воеводский.

В.В.Воеводский родился 25 июля 1917 г. в Ленинграде. По окончании в 1940 г. Ленинградского политехнического института работал в Институте химической физики АН СССР. Владислав Владиславович был одним из талантливейших учеников академиков Н.Н.Семенова и В.Н.Кондратьева. Под их влиянием складывалось его научное мировоззрение. Первые работы В.В.Воеводского посвящены принципиальным вопросам теории разветвленных цепных реакций. Он установил существенные детали механизма реакции окисления водорода, ввел представление о роли гетерогенных факторов в теорию крекинга парафиновых углеводородов. В результате исследования строения и свойств свободных радикалов им открыт новый тип радикальных реакций - передача активного центра, с учетом которой построена первая количественная теория крекинга олефиновых углеводородов. Изучая процессы рекомбинации атомарного водорода на поверхности каталитически активных веществ, В.В.Воеводский обнаружил два типа стационарных процессов - низкотемпературный и высокотемпературный - и определил эффективность рекомбинации на металлических и окисных катализаторах. Эти результаты и ряд теоретических обобщений привели к созданию радикально-цепных представлений о природе гетерогенно-каталитических процессов.

В.В.Воеводский один из первых в СССР осознал всю важность применения радиоспектроскопических методов, в частности метода электронного парамагнитного резонанса и ядерного резонанса в химических исследованиях. Поэтому с 1955 г. основным направлением его научной деятельности становятся исследования структуры свойств и химических превращений свободных радикалов в разнообразных химических процессах с помощью радиоспектроскопии. Эти исследования привели к созданию советской школы химической радиоспектроскопии, завоевавшей мировое признание.

В 1957 г. В.В.Воеводский в числе первых откликнулся на призыв партии и правительства о развитии науки в Сибири и стал одним из организаторов и создателей Института химической кинетики и горения Сибирского отделения АН СССР, где до последних дней своей жизни был заведующим лабораторией и заместителем директора по научной части.

В Новосибирском научном центре широко развернулся талант В.В.Воеводского как крупнейшего ученого, педагога и организатора. Выполненные под его руководством научные исследования по изучению механизма образования радикалов под действием света и радиации, по изучению слабых межмолекулярных взаимодействий и их роли в протекании элементарных стадий сложных химических реакций в конденсированной фазе получили широкое признание мировой науки.

Много сил и энергии отдавал В.В.Воеводский подготовке и воспитанию научных кадров. В течение ряда лет он преподавал на химическом факультете МГУ. С 1953 г. работал в Московском физико-техническом институте, где принял активное участие в создании факультета молекулярной и химической физики и на протяжении ряда лет работал деканом этого факультета. В Новосибирском научном центре он был одним из организаторов факультета естественных наук Новосибирского государственного университета, работал деканом факультета и заведовал кафедрой физической химии. Им подготовлено большое число кандидатов и докторов наук, ведущих исследования по принципиальнейшим вопросам химии.

Круг научных интересов В.В.Воеводского был удивительно широким - от механизма реакций в газовой фазе до проблем химии конденсированных систем, а в последнее время и некоторых вопросов биологии. Владислав Владиславович обладал редкой способностью схватывать главную суть работ даже в тех областях химии, в которых не являлся специалистом. Широкая эрудиция позволяла ему обобщать огромное количество разнообразных исследований, идей и теорий. В.В.Воеводский - автор многочисленных обзорных статей, монографий и оригинальных научных работ.

Владислав Владиславович никогда не заставлял безоговорочно принимать его идеи. Он умел побуждать своих учеников не столько продолжать и развивать его идеи, сколько выдвигать и проверять свои собственные, ставить и разрабатывать новые проблемы. Такой путь, с точки зрения В.В.Воеводского, наиболее эффективен для воспитания настоящих ученых.

Помимо научной работы В.В.Воеводский проводил большую организаторскую работу. Он был членом Президиума Сибирского отделения АН СССР, председателем Ученого совета по научному приборостроению СО АН СССР, заместителем председателя Объединенного ученого совета по химическим наукам СО АН СССР, главным редактором журнала «Структурная химия», председателем Ученого совета по физико-химическим методам исследования и приборам для них при ООТХ АН СССР и председателем секции под тем же названием в Ученом совете по научному приборостроению при Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике.

Все, знавшие Владислава Владиславовича, всегда будут хранить в памяти образ этого талантливого, общительного и обаятельного человека, полного энергии и энтузиазма, умевшего заражать этим энтузиазмом учеников и товарищей, отдавшего все свои способности, знания и силы во имя расцвета советской науки.

* Памяти Владислава Владиславовича Воеводского // Известия СО АН СССР. Отд-ние хим. наук. - 1967. - Вып.2. - С.181-182: портр.

Научные школы ННЦ В.В.Воеводский | Литература о жизни и деятельностиПодготовили Клара Елкина и Сергей Канн