Контент. В минувшем году прирост показателей, характеризующих размеры сайта, составил в среднем 5-10% (см. Табл.1). Так как значительное внимание уделялось оптимизации ресурсов, то темпы прироста физических объемов сайта снизились в два раза по сравнению с 2015 г. (110% против 121%). В то же время несколько ускорился прирост общего числа файлов (со 106 до 108%). Создано 2744 новых html-документов и 62 новых pdf.
Новый библиографический ресурс «Государственные природные заповедники России», включающий 22 документа, с конца октября привлек к себе более 110 посетителей (около 550 доступов). «Новая Россия», занимающая лидирующее место на сайте по внешним запросам, пополнилась 69 новыми документами, в том числе новыми разделами «Армия» и «Политика».
Около 30 страниц добавлено в «Календарь памятных дат СО РАН». В «Научных школах ННЦ» появились разделы об академиках А.Л.Асееве и А.П.Деревянко, обновлены и дополнены материалы об А.Д.Александрове, С.К.Годунове, М.М.Лаврентьеве, Г.И.Марчуке, В.Е.Накорякове, В.Н.Пармоне, А.К.Реброве (в том числе в англоязычном сегменте сайта).
В течение года многократно обновлялся навигатор «SciGuide» (в обеих версиях: rus/eng). Включены ссылки на 33 новых ресурса; исключены 37 ссылок; созданы разделы «Право» (12 ссылок) и «Науковедение» (4 ссылки); в единый раздел «Биомедицина» объединены ресурсы по медицине и биологии; отдельно представлен список недобросовестных издательств Джефри Билла.
Еженедельная выставка новых поступлений пополнилась 48 папками, включающими 1040 html-страниц (из них 219 отечественных и 627 зарубежных оглавлений) и 1278 книжных обложек.
Таблица 1. Размер статических ресурсов сайта www.prometeus.nsc.ru (на конец года)
на дату | объем (байт = мегабайт) | общее количество файлов | файлов *.ssi | файлов *.pdf |
2014-12-30 | 2.529.422.187 = 2412 мб | 119037 | 28267 | 945 |
2015-12-30 | 3.055.249.310 = 2914 мб | 126181 | 31235 | 982 |
2016-12-30 | 3.367.344.213 = 3211 мб | 135781 | 33979 | 1044 |
2016 к 2015 | 110% | 108% | 109% | 106% |
|
Посещаемость. Согласно данным, собранным с помощью AWStats, в истекшем году происходило дальнейшее снижение посещаемости (Табл.2) - на 31% по обращениям, 21% - по визитам и 17% - по уникальным посетителям. По сравнению с предыдущим годом темпы падения показателей обращений и визитов немного снизились, но по посетителям ускорились более чем в два раза. Это может свидетельствовать о некотором снижении интереса веб-аудитории к библиотечным ресурсам, выставленным на сайте. Естественно, что создание новых ресурсов и актуализация ранее представленных не поспевают за возможностями копирования этих ресурсов из «внешнего» интернета. Вместе с тем, следует учитывать, что уже начиная с 2015 г. и весь прошлый год принимались меры по противодействию рефспаму (блокировки, фильтрация по IP), что не могло не сказаться на снижении веб-статистики. Дальнейшие меры по отсечению «нецелевой» и «непрофильной» аудитории коммерческих ботов, в конечном счете, вызовут дальнейшее снижение показателей. Но данные меры очистки трафика необходимы и их все равно следовало бы когда-то начинать.
Таблица 2. Основные показатели сайта за 2012-2016 гг. (отображаемый трафик - данные AWStats)
| 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2015 к 2014 | 2016 к 2015 |
уникальные посетители | 527083 | 468533 | 503853 | 468858 | 390377 | 93% | 83%
| визиты | 731925 | 799552 | 1040506 | 784098 | 618424 | 75% | 79%
| визитов на посетителя | 1,38 | 1,7 | 2,06 | 1,67 | 1,58 | 81% | 95%
| страницы | 3531462 | 3496180 | 4170223 | 2772995 | 1921916 | 67% | 69%
| страниц на визит | 4,82 | 4,37 | 4,0 | 3,53 | 3,1 | 88% | 88%
| хиты | 11278784 | 10083613 | 9445947 | 7530358 | 6184337 | 80% | 82%
| хитов на визит | 15,4 | 12,61 | 9,07 | 9,6 | 10,0 | 106% | 104%
| перекачка [гигабайт] | 142,69 | 239,13 | 324,88 | 305,42 | 435,72 | 94% | 143%
| перекачка на визит [килобайт] | 204,42 | 313,6 | 327,39 | 408,43 | 738,78 | 125% | 181%
| |
Более точно прогресс или регресс сайта показывают данные Яндекс-Метрики, в той или иной степени уже очищенные от «ложного» трафика (хотя, на самом деле, не до конца). Динамика индикаторов KPI Яндекс-Метрики еще более неутешительна (Табл.3 и Рис.1). Оптимизм вселяет лишь показатель времени на сайте, возросший почти на четверть, что косвенно подтверждает эффективность отсечения ботов.
Таблица 3. Основные показатели сайта (KPI) с марта 2011 по 2016 г. (данные Яндекс-Метрики)
| 2011 (с марта) | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2016 к 2015 |
Визиты | 602471 | 587391 | 434616 | 375361 | 391601 | 260635 | 67% |
Новые посетители | 457265 | 443122 | 322756 | 271000 | 297241 | 191820 | 65% |
Просмотры | – | – | 296291* | 652804 | 659955 | 486889 | 74% |
Отказы | 81,8% | 80,4% | 81,6% | 79,7% | 80,2% | 82,4% | 103% |
Глубина просмотра | 1,6 | 1,66 | 1,67 | 1,74 | 1,69 | 1,69 | 100% |
Время на сайте | 1:25 | 1:30 | 1:35 | 1:37 | 1:33 | 1:55 | 124% |
|
| * | Неполные данные (за вторую половину года) |
В возрастном аспекте целевая аудитория сайта явно «стареет» (Табл.4) - уменьшается доля студентов и молодежи (до 34 лет) и увеличивается доля тех, кому за 45. Видимо, это также связано с особенностями контента сайта научной библиотеки. Как положительную тенденцию можно рассматривать устойчивый рост мобильной аудитории, использующей смартфоны и планшеты (Табл.5). Очевидно, что, несмотря на значительный прогресс технологий, изначальные технические стандарты, положенные в основу проектирования сайта, до сих пор позволяют пользователям свободно доступаться ко всем ресурсам.
| Рис. 1. KPI сайта prometeus.nsc.ru по данным Яндекс-Метрики 2013-2016 |
Среди наиболее популярных ресурсов (по данным Яндекс-Метрики) по итогам 2016 г. оказался справочник контактов научно-исследовательских учреждений ННЦ СО РАН, справочные материалы о Web of Science, журнал под редакцией Ю.П. Холюшкина «Информационные технологии в гуманитарных исследованиях», а также первый раздел «SciGuide» (поисковые системы) (Табл.6).
Таблица 4. Возрастная структура веб-аудитории сайта prometeus.nsc.ru (по числу визитов - оценка Яндекс-Метрики)
| 2011 (с марта) | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
младше 18 лет | 9,96% | 10,5% | 9,02% | 7,39% | 8,54% | 8,11% |
18-24 года | 41,9% | 47,6% | 37,1% | 36% | 35,3% | 38,6% |
25-34 года | 30,3% | 25,3% | 30,4% | 27,2% | 26,4% | 24,6% |
35-44 года | 5,89% | 4% | 8,98% | 11,2% | 12,4% | 7,43% |
45 лет и старше | 11,9% | 12,7% | 14,5% | 18,1% | 17,3% | 21,2% |
|
Таблица 5. Структура визитов на сайт prometeus.nsc.ru по устройствам (данные Яндекс-Метрики)
| 2011 (с марта) | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
ПК | 98,2% | 97,1% | 95,8% | 92,2% | 89,1% | 87,4% |
Смартфоны | 1,82% | 2,88% | 4,25% | 6,02% | 6,76% | 8,85% |
Планшеты | – | – | – | 1,75% | 4,09% | 3,69% |
ТВ | – | – | – | – | 0,009% | 0,015% |
|
Как итог исследований 2016 г. можно констатировать, что текущий мониторинг показывает необходимость крайне осторожного подхода ко всем извлеченным данным библиотечной веб-статистики и выводам, сформулированным на их основе.
Сергей Канн | 20.01.2017
|