Канн С.К.
Отделения ГПНТБ СО РАН] Как известно, встречают по одежке. Домашняя страница сайта www.prometeus.nsc.ru, созданная 9 сентября 1997 г., никогда не отличалась особой изысканностью. Между собой сотрудники отделения ГПНТБ СО РАН называли ее «телевизором». Всю конструкцию составляли скромный «экран» в виде оптимизированной картинки библиотечного крыльца плюс нехитрый набор из восьми кнопок («об отделении», «новости», «ресурсы», «каталог», «базы данных», «услуги», «Инфолоция» и «поиск»). Достоинства такой формы, по нашему мнению, заключались в высокой скорости загрузки и быстром старте к принципиально важным ресурсам сайта. Магистральные «калитки» к ресурсам были также представлены в основных навигационных барах. Полтора десятилетия добросовестной службы «телевизора» обеспечили нам значительную аудиторию пользователей. С осени 2002 г. до нынешней весны статистика фиксирует более 1,4 млн посещений страницы. Но ни увеличение количества кнопок (до 12), ни сезонная смена окраски, ни периодическое украшение крыльца «цветами и игрушками» (эту традицию мы, кстати, завели раньше, чем Google), не могли отменить того факта, что наш «телевизор» смотрелся довольно скучновато, по преимуществу показывая одну и ту же программу. В это же время весь Интернет бурно развивался, крепчал российский сегмент сети, а сайты становились все более симпатичными и технологичными. Веб-мастера стали учитывать рост пропускной способности каналов, смещение акцентов к мобильным цифровым устройствам (смартфонам, планшетам и гаджетам), совершенствование навыков поиска и навигации. Библиотечный Интернет обогатился широким спектром новых специализированных продуктов и сервисов - электронных каталогов, цифровых коллекций, виртуальных справок, форумов и блогов, причудливых виджетов и т.п. Все это натолкнуло нас на мысль, что архаичный интерфейс входной страницы следует заменить на полнофункциональную управляющую панель, по типу максимально насыщенной приборной панели автомобиля. Дело в том, что главными источниками трафика на сайте отделения являются переходы из поисковых систем (78%) и прямые заходы с других сайтов (15%), а внутренние переходы на www.prometeus.nsc.ru составляют ничтожный процент (1,6%). В связи с этим следовало сразу же отказаться от коммерческой идеи представить разработку в качестве рекламной витрины, призванной «поведать миру о преимуществах компании и достоинствах предлагаемых товаров и услуг». Какой смысл ориентироваться на подобный взгляд, если 85% наших пользователей попадают к нам только на одну страницу, прямо из поисковой выдачи «Яндекса» или внешних ссылок, а через 30 секунд ее покидают? Нашу «гостиную» нужно было обустроить в первую очередь для тех, кто ходит к нам регулярно или ежедневно начинает работу с загрузки нашей страницы. Таким образом, сложившаяся концепция подразумевала конструкцию из трех навигационных панелей и ленты новостей и анонсов в центральной части экрана. Верхняя навигационная панель («сервисная») направляет пользователей к главным сервисам сайта: каталогу, электронной библиотеке («Академиане»), выставке новых поступлений, виртуальной справочной службе. Левая управляющая панель («контактная») предоставляет адресную и другую справочную информацию, раскрывает структуру библиотеки, предлагает доступ к созданным на ее базе Мемориальным библиотекам В.А.Коптюга и Н.Н.Яненко, а также общественным клубам (библиотекарей, изобретателей и Английскому), знакомит с нашими партнерами. Правая панель («ресурсная») организует доступ к ключевым ресурсам сайта отделения, посвященным сибирской науке и библиографическому обеспечению научно-образовательной деятельности, предоставляет несколько важных инструментов веб-навигации, таких как Интернет-путеводители SciGuide, «Инфолоция» и справочник электронных научных журналов, доступных онлайн. Новая заглавная страница www.prometeus.nsc.ru появилась 15 марта 2012 г. после ряда обсуждений с участием представителей всех подразделений библиотеки. Непосредственную разработку дизайна и html-кода выполнили Надежда Штырова, Ольга Федотова, Наталья Васильева и Сергей Канн. Алексей Леонтьев подготовил английскую версию. В заключение отметим, что в истории главной страницы сайта были разные времена. В 2006 г. на нее приходилось каждое седьмое посещение - до 870 просмотров в сутки. В прошлом году осталось только 245 (около 2,3% всех доступов к сайту). Мы надеемся, что модернизация входной страницы сделает ее более комфортабельной и удобной для пользователей, а повышение ее производительности не замедлит сказаться на общей посещаемости. С.К. Канн, с.н.с. лаборатории развития
электронных ресурсов
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||||
| |||||