Канн С.К. Военные топографы Мифосибирска
Навигация
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ*29.01.2016 
 
Обложка

КАНН С.К. (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск)
 
ВОЕННЫЕ ТОПОГРАФЫ МИФОСИБИРСКА

Из всех мифов, связанных с основанием Новосибирска, сказка о военных топографах является самой конспирологической и, одновременно, наиболее вздорной. Она опирается на представления о сверхъестественной силе военных, апеллирует к вере в проницательность командиров. Во многих краеведческих работах, в документах специальной комиссии горсовета по истории 1990 г., военные наделяются неординарными способностями [1]. Они, например, могут заниматься задачами, несвойственными им по должности («гидрографическими обследованиями бассейна Оби») [2], могут заглянуть в будущее - на год, и даже на пять лет вперед, предусмотреть магистральное направление Транссиба, угадать способы железнодорожных переправ и масштабы будущих перевозок. Но главным лейтмотивом звучит утверждение о том, что «военные наметили в Приобском районе два конкурентоспособных варианта трассы: с пересечением Оби в районе Колывани и в районе села Кривощеково» [3].

Увы, все это лишь фантазии. При обращении к реальной фактуре все утверждения о безграничном могуществе «компетентных лиц» рассыпаются в пух и прах. В архивах хранятся тысячи документов - записок, телеграмм, ежегодных отчетов по военному ведомству, Главному штабу, Корпусу военных топографов (КВТ) и Отделу по передвижению войск. Проще, однако, взмахом пера причислить топографов к первооснователям Новосибирска. Неужели ценность истории состоит в том, чтобы сочинять то, чего никогда не было?

Не было у военных топографов никакого «могущества» - только тяжелый труд и ежедневные заботы, тонувшие в пучине будней. Так, в январе 1890 г. начальник геодезического отделения генерал-майор Э.А.Коверский послал в Омск телеграмму, в которой просил полковника С.Т.Мирошниченко срочно доставить в Петербург сведения об инструментах, необходимых для нового полевого сезона. Но адресат узнал об этом «не терпящем отлагательства» поручении только через неделю [4]. Просто посыльный отдал телеграмму не в штаб, а «людям из кухни», точнее «пьяному повару Лазовскому», для которого всякие там «мензулы и кипрегели» были чем-то вроде ложек-поварешек.

Так вот, если отказаться от творческого метода перемешивания реальных фактов с вымыслом и обратиться к источникам, то придется признать, что к началу западносибирских изысканий 1891 г. инженеры путей сообщения, которым и была поручена сложная задача трассировки магистрали в районе Оби, располагали крайне малым и недостаточным набором достоверных данных. Скудный картографический материал по Алтайскому округу ограничивался межевыми планами отдельных селений, составленными дворцовым ведомством еще в 1820-е годы. Из-за неувязки смежных границ все эти планы плохо совмещались друг с другом, причем многие селения вообще не имели планов, так как не получили землеотводов. В 1856 г. Кабинет начал было съемку округа чинами межевой экспедиции, но в 1883 г. приостановил ее «до особого распоряжения» [5].

Трудно спорить с тем, что более или менее подробная карта Томской губернии с нанесенными на нее мелкими селениями и проселочными дорогами имелась только у военных. Это подтверждается, например, конфиденциальной перепиской енисейского губернатора И.К.Педашенко с томским губернским правлением [6]. По просьбе Педашенко в марте 1890 г. в Красноярск были доставлены 46 листов специальной карты Западной Сибири «10-верстного масштаба», полученные от Омского военно-топографического отдела [7]. Чуть позже с просьбой о пожертвовании подобной же карты ходатайствовал распорядительный комитет Западно-Сибирского отдела Географического общества и получил этот ценный подарок от топографов в 1892 г. [8]

В 10-верстную карту Западной Сибири, созданную чинами КВТ, был вложен многолетний гигантский труд - она была издана на 130 листах [9]. Именно этой картой и снятыми с нее копиями пользовались изыскатели Великого Сибирского пути. Но имелась еще одна, значительно более подробная карта-двухверстка (масштаба 2 версты в дюйме) с изображением узкой полосы, примерно в 20 верст шириною, вдоль главного почтового тракта. Эта карта оказалась невостребованной, потому что изыскатели, как известно, отклонялись от старинной дороги, спрямляя ее исторически возникшие «петли».

Накануне изысканий Транссиба 2-е отделение Главштаба посылало для выверки и исправления в губернских правлениях (в том числе в азиатской России) черновики особых «военно-дорожных карт», которые затем, уже в исправленном состоянии, возвращались обратно в штаб. В течение 1890 г. такую правку на соответствующих листах военно-дорожной карты азиатской России выполняли чиновники томского, енисейского и иркутского строительных отделений, а также топографы штаба Омского военного округа [10]. На военно-дорожных картах отмечались все селения, представлявшие интерес для постоя (с количеством дворов менее 50), указывались необходимые для мобилизации водные и грунтовые пути, включая мелкие зимники и проселки 3-го разряда, переправы, паромы, броды и мосты [11].

Сборные листы военно-дорожной карты азиатской России можно найти в документах Отдела по передвижению войск Главштаба [12]. Ситуация по Томской губернии наносилась на 9-й лист карты. Легко заметить, что на ней отсутствует село Кривощеково. На карте отмечена грунтовая дорога, шедшая вдоль реки Карасук с юго-запада на северо-восток, которая, достигнув Верхне-Чиковской, делилась на две ветви. Южная выходила на Барнаульский тракт (Берское - Толмачева - Колывань) в районе Нижне-Чемской, а северная попадала на тот же тракт в Котковой. Но никаких дорог или переправ в районе Кривощеково на военно-дорожной карте 1890 г. не показано [13].

Возникает вопрос: если мифическая «карта военных топографов» все-таки существует (а нам она неизвестна и ссылок на нее нет), интересно, кто же ее создал? Не будем забывать, что в царские времена, как, впрочем, и сейчас, для проведения серьезных государственных мероприятий всегда требовались правительственные решения, межведомственные согласования, технические задания, инструкции, бюджеты, сметы, штаты и т.д. Где же все это? Где документы, расценочные ведомости, отчеты о достижениях «топографов»?

Судя по ежегодным отчетам КВТ за 1885-1891 гг. [14], главные занятия чинов Омского военно-топографического отдела сосредоточились в степных районах Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, тогда как топографы Иркутского военного округа картографировали окрестности большого тракта в Иркутской губ. Накануне изысканий Великой Сибирской магистрали главной целью офицеров КВТ называлось составление 40-верстной карты южной пограничной полосы азиатской России. И сразу же после начала железнодорожных работ их оторвали от решения именно этой задачи, направив на помощь инженерам-изыскателям в Забайкалье.

Очевидно, что мифическую карту «кривощековского варианта» перехода через Обь могли создать только такие же мифические «топографы». Еще менее правдоподобным кажется сотрудничество военных и путейцев по согласованию «кривощековского варианта», о чем неоднократно пишет Г.Г.Чибряков. Весь миф о военных топографах не выдерживает никакой критики и противоречит большинству хорошо известных фактов, начиная от соперничества военного и путейского ведомств, сложившегося еще во времена К.Н.Посьета, и заканчивая мнением лиц, непосредственно прокомментировавших названные события.

Так, например, военный министр П.С.Ванновский обращался к министру путей сообщения Гюббенету со следующими словами: «Милостивый государь Адольф Яковлевич. При рассмотрении предположения о топографических работах в Азиатской России Военно-ученый комитет Главного штаба обратил внимание на недостаток надежных съемок вдоль проектированного направления Сибирской железной дороги. Так, между прочим, все пространство от ст. Графской до Хабаровки (400 верст) и от Челябинска до Томска (около 1750 верст), где ныне производятся изыскания, или вовсе не было снято, или вошло в район лишь ненадежных межевых съемок» [15].

Если данная цитата звучит не вполне убедительно и у кого-то сложилось впечатление, что военный министр не вполне контролирует положение дел в своем ведомстве, приведем еще одну цитату крупнейшего специалиста в геодезии генерал-майора Э.А.Коверского: «Сколько нам известно, - писал он в отчете о работах чинов КВТ, - по неимению топографических сведений о местности, по которой должна будет пройти железная дорога, предположено было при изыскании летом сего 1891 г., в ее западной части, а именно от Челябинска до р. Обь, примерно на протяжении 1750 верст, придерживаться почтового тракта, хотя опыт предыдущих лет и указывал, что построенные железные дороги нередко заметно уклоняются от издревле существовавших грунтовых дорог. От Челябинска почти до Кургана на Тоболе, через который намечена была дорога, имелись еще съемки чинов Корпуса военных топографов, затем вплоть до Томска шли межевые работы, которые, как сказано выше, не давали предварительных указаний для производства изысканий в том или другом направлении. Это и было причиною, что несмотря на относительно ровный и открытый характер местности, легкий для изысканий, кажется пришлось наметить линию на 25 верст к югу от Каинска и пересечь р. Обь верст 40 южнее тракта. Опытность и искусство наших инженеров в производстве изысканий могут поручиться, что ими выбрано наилучшее направление в смысле постройки рельсового пути...» [16].

Наконец, и со стороны ведомства путей сообщения хорошо известны высказывания активных участников изысканий, в частности, Н.П.Меженинова, сообщавшего 30 марта 1889 г., что «от Омска до Томска еще не сделано никаких изысканий и не собрано никаких экономических данных...» [17].

Какие же еще нужны доказательства, чтобы миф о выдающихся заслугах военных топографов в выборе «кривощековского варианта» наконец-то умер? История любого мифа имеет свою конечную протяженность, и после того, как миф умер, будем надеяться, останется одна лишь история.

...
 
[1] Из материалов комиссии горсовета // Вечер. Новосибирск. 13.10.1990. С.4. URL: http://prometeus.nsc.ru/science/schools/goryush/about/komis90.ssi.
[2]Кириленко В. Так кого же считать основателем города? // Вечерний Новосибирск. 14.05.1990. С.3. URL: http://prometeus.nsc.ru/gorod/history/kiril90.ssi.
[3]Чибряков Г.Г. Тайны некоронованной столицы Сибири. Новосибирск: РИФ «Новосибирск», 2012. С.100-101, 114-115, 117, 122-126, 129 и др.
[4]Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.1450. Оп.10. Д.49. Л.40-41, 42-42об.
[5]РГВИА. Ф.1450. Оп.10. Д.49. Л.15-15об.
[6]Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.803. Оп.1. Д.70. Л.286, 309, 309а, 310, 313-315.
[7]ГАКК. Ф.803. Оп.1. Д.70. Л.335.
[8]Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. 1893. Кн.15, вып.1. С.154-155, 157-158, 160.
[9]Краткий очерк деятельности Корпуса военных топографов за все время его существования (с 1822 по 1923 г.) / в кон. текста: Я.А. М., 1923. С.17.
[10]РГВИА. Ф.400. Оп.3. Д.964 (О рассылке и исправлении военно-дорожной карты, часть 2. Апр. 1890 - окт. 1891 г.). Л.3, 428, 436, 580-583об.
[11]РГВИА. Ф.400. Оп.3. Д.1000. Л.19.
[12]РГВИА. Ф.400. Оп.24. Д.1165. Л.361.
[13]ГАКК. Ф.595. Оп.19. Д.4186. Л.11.
[14]Отчеты КВТ являлись частью общих «всеподданнейших отчетов» военного ведомства и по традиции представлялись императору в последний день года, следующего за отчетным, то есть 31 декабря 1891 г. - за 1890 год, 31 декабря 1892 г. - за 1891 год и т.д.).
[15]Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.265. Оп.2. Д.643. Л.35-35об (№ 3194 от 5.09.1891, по Главному штабу).
[16]Отчет о геодезических, астрономических, топографических и картографических работах, произведенных чинами Корпуса военных топографов в 1890 году. СПб.: Воен. тип., 1891. С.41.
[17]Труды Комиссии Императорского Русского Технического общества по вопросу о железной дороге через всю Сибирь. 1889-1890 гг. По VIII-му отделу Общества. СПб., 1890. С.4 (2-я паг.).
 

Опубликовано в журнале:Юком ВЕСТНИК НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ. - Тамбов, 2016. - N 1-1(5): Наука и образование в XXI веке: по матер. междунар. науч.-практ. конф. 29.01.2016 г.: в 5 частях. Часть 1. - С.55-58. - Библиогр.: с.58 (17 назв.). - ISSN 2412-8988. - DOI: 10.17117/cn.2016.01.01
 
 ПубликацииПубликации С.Канна
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:57:30 2019. Размер: 29,990 bytes.
Посещение N 2651 с 03.03.2016