Канн С.К. Кадровая устойчивость - основа развития новых информационных технологий в библиотеках
Навигация
III Сибирский семинар по непрерывному библиотечному образованию | ПРОГРАММА  
28-08-2003С.К.Канн
 
КАДРОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ
НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В БИБЛИОТЕКАХ

Профессия библиотекаря требует большого опыта, а в связи с развитием новых технологий - еще и постоянного роста квалификации. Однако процессу непрерывного образования должно предшествовать элементарное сохранение библиотечных кадров. Разрушение бюджетной сферы подорвало кадровую устойчивость библиотек. В докладах семинара прозвучали факты тяжелого положения, сложившегося в этой сфере. Так, например, в годы реформ усилился отток населения с Дальнего Востока. Численность библиотечных кадров за последние 5 лет сократилась на 4%, а среди тех, кто остался, число специалистов с высшим образованием уменьшилось на 3% (цифры из доклада представителя Дальневосточной государственной научной библиотеки (ДВГНБ) Л.Ю.Даниловой). Научные библиотеки пострадали от "утечки мозгов" заметно больше других библиотек.

Отделение ГПНТБ СО РАН, имеющее штат около 40 человек, за последние пять лет потеряло 30 сотрудников. Загруженность библиотек растет из года в год, а библиотекари, как и прежде, "стоят" дешевле книг. Любое новое направление работы продолжает обесценивать и без того бесплатный труд сотрудников.

В библиотеках продолжается старение коллективов, хотя с этой точки зрения Отделение выглядит более или менее благополучно - лишь 1/5 сотрудников достигла 55-летнего возраста. Впрочем, статистика - вещь условная. Уход поколения пенсионеров, воспитанных в другое время и до сих пор преданных своему делу, приведет к полному обрушению традиционных технологий, державшихся на ручном труде и опыте. Может быть, выручат компьютеры? На этот счет есть большие сомнения. Интернет-технологии требуют очень высокого уровня квалификации, не совместимого с библиотечными зарплатами. А количество энтузиастов - величина ограниченная. За время существования сайта Отделения объем его ресурсов вырос в 15 раз, но сайт продолжают поддерживать и развивать все те же 5-6 человек (не считая выбывших).

Трудно сказать, что нужно сделать, чтобы воспрепятствовать утечке кадров из библиотек. Процесс зашел слишком далеко. Ясно одно - процветающее общество можно построить только в высокообразованной стране, где ценят интеллектуальный труд не на словах, а на деле. Видимо, решение этой проблемы каким-то образом связано и с законодательным решением вопроса об интеллектуальной собственности. Но реформирование нужно начинать с восстановления рационального порядка в умах, где всегда царила разруха. Необходимы долговременные практические усилия государства по подъему престижа знаний - школ, вузов, библиотек, а торговля и сама поднимется, если ей не мешать. Но речь идет не о формальном росте престижа, а о выстраивании всей системы функционирования знаний - от их приобретения до эффективной реализации и оценки в практической жизни.

Формы получения библиотечных знаний могут быть самыми разными. Но они должны преследовать четкую цель - создавать новую интеллектуальную инфраструктуру государства. В этой связи закономерно возникает вопрос, почему специалистов по новым информационным технологиям готовят нынче в институтах культуры, допустим, даже переименованных в университеты и академии? Может быть, стоит создавать специализированные учебные институты информатики? Не является ли сложившаяся практика данью глубоко устаревшим традициям культурной революции 1930-х гг., когда в избы-читальни и Дома культуры кроме библиотекарей требовалось подготовить еще и киномехаников? Такой подход в наше время не выдерживает никакой критики и, мягко говоря, не очень жизнеспособен.

Исторически возникшая пропасть между "технарями"-автоматизаторами и "гуманитариями"-библиотекарями служит большой преградой Турбаза Катунь для развития информационных технологий в библиотеках. Автоматизаторы безмерно гордятся знанием основ программирования, но редко понимают "приземленные" потребности пользователей - по их классификации, рядовых "чайников". Между тем, смутные представления о тех, для кого они работают, приводят к созданию непригодной продукции - неграмотно организованных массивов информации, громоздких баз данных и трудно понимаемых интерфейсов. В библиотеках должна быть восстановлена нормальная организационная структура, когда во главе производственного процесса стоит работающий с читателями библиотекарь, которого поддерживает автоматизатор, а замыкает цепочку электрик, ныне имеющий неоправданно высокие полномочия, благодаря своей близости к рубильнику.

Сами библиотекари, учитывая стремительный характер перехода к компьютеризации и интернету, должны приложить максимум усилий для собственного самообразования. Благо, в библиотеках есть для этого все возможности - бесплатный доступ к сети и обилие современной литературы. Кроме того, на первый план выходит организация взаимного обучения сотрудников, потому что в непрерывно развивающейся системе виртуальных знаний каждый посетитель "всемирной паутины" постоянно приобретает уникальную информацию, полезную для других коллег. Через систему тренингов и семинаров можно наладить взаимное обогащение этими находками.

С нашей точки зрения, вся сумма природных, исторических, экономических и социальных диспропорций в России вызывает жесткую необходимость не обычного рядового обучения, а высшего образования для всех граждан страны. К этому обязывает уникальное, неповторимое больше ни в одной другой стране мира, разнообразие условий, дарованных России Богом*. Все наши богатства специально упрятаны подальше от человеческих глаз, пока мы не станем сознательнее как народ, пока не порвем с извечной бессознательностью своего бытия. Постоянное, непрерывное самосовершенствование граждан, подкрепленное усилиями государства, является залогом всех достижений на этом трудном пути.


*Специфика России изложена в известной книге А.П.Паршева «Почему Россия не Америка» (URL: http://thewalls.ru/index.htm). По мнению автора, Россия изначально обречена на отставание от мировых держав из-за неблагоприятных природных условий. Может быть, это и так, но при одном ключевом замечании - если вывести за скобки интеллектуальную составляющую человеческой деятельности. В том-то и дело, что Россия совершала могучие исторические рывки именно тогда, когда появлялись условия для использования потенциала знаний, науки и образования, будь то эпоха Петра, Екатерины или графа Витте.

Опубликовано в сборнике:Материалы Третьего Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию (24-28 августа 2003 г., Новосибирск - Горно-Алтайск) / Рос. библиотечная ассоциация, ГПНТБ СО РАН; Редкол.: Е.Б.Артемьева (отв. ред.), Е.Б.Соболева. - Новосибирск, 2004. - С.77-80.
 
Информация о III Сибирском семинаре и фотогалереяПубликацииПубликации С.Канна
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Документ изменен: Wed Feb 27 14:57:30 2019. Размер: 16,642 bytes.
Посещение N 5914 с 19.05.2004