В комплексе инструментов библиотечной веб-статистики, используемых для анализа посещаемости сайтов и изучения поведения пользователей, трудно обойтись без «Яндекс-Метрики». Она представляет собой типичную систему внешнего мониторинга, поэтому код ее счетчика следует установить на всех страницах сайта. «Я-Метрика» аккумулирует данные о всех действиях посетителей сайта в режиме реального времени, причем актуализация отчетов происходит каждые 30 секунд, хотя для отражения некоторой части событий может потребоваться и до 5 минут. Система накапливает архив данных - при необходимости они могут быть представлены за указанный период времени. В публичном пространстве сервис появился весной 2009 г., а через два года к нему подключился и библиотечный сайт Отделения ГПНТБ СО РАН (www.prometeus.nsc.ru). Со временем сервис «Яндекс-Метрики» приобрел много дополнительных возможностей. Теперь здесь можно назначить до 100 разных целей - просмотр интересующих ресурсов или страниц, выполнение указанных целевых действий и пр. По каждой цели есть возможность отслеживать динамику показателей и уровень конверсии, рассчитанной как доля целевых визитов в общем количестве визитов (см. табл.). 31.12.2014 г. (общее число визитов на сайт за год составляет 375 456)
Из приведенной таблицы следует, что библиографические указатели, созданию которых в библиотеке всегда уделялось большое внимание, представляют самый востребованный и эффективный ресурс сайта. Важное значение имеет интенсивное использование документов и в научных разделах, коррелирующих с интересами целевой аудитории сайта. Регулярно отслеживая приведенные в таблице ключевые показатели эффективности (KPI), можно говорить о прогрессе или регрессе сайта. В новой версии «Метрики 2.0», доступной в сети с 22 июня 2015 г., представлены инструменты еще более продвинутые и позволяющие сегментировать веб-аудиторию по разным признакам. Теперь сервис позволяет вычислять конверсии за произвольный период и с самой разной детализацией - по неделям, по гендерным и географическим параметрам. Детализация данных может быть организована по поисковым системам, трафику из естественного и мобильного поиска, поисковым фразам, поиску по изображениям - другими словами, по всем характеристикам, на которые только хватит фантазии. Поведение пользователей помогают отслеживать специальные «карты» - особые функции «Метрики», фиксирующие приоритетные пути по сайту, переходы с одних страниц на другие, кликабельные ссылки и аналитику форм. Визуальное представление данных в «Яндекс-Метрике» отличается четкостью и наглядностью. «Тепловая карта» ссылок выделяет красным и оранжевым цветом самые «спрашиваемые» ссылки, а в более «холодной» зелено-синей гамме представлены ссылки, пользующиеся меньшим «спросом». На входной странице сайта www.prometeus.nsc.ru сразу же бросается в глаза безусловный лидер - правильно размещенная (прямо по центру) ссылка «Выставки новых поступлений», отмеченная красной подсветкой. Оранжевой тонировкой на тепловой карте выделена контактная информация (в левой части навигационной панели) - подразделения и сотрудники библиотеки, справочник научных учреждений СО РАН. Среди представленных в правой части домашней страницы ссылок на ресурсы особым спросом пользуются «Дайджест о науке», материалы проекта «Научные школы ННЦ», электронные каталоги и выставки, политематическая библиография «Новая Россия» и веб-навигатор «SciGuide». Технология раскрашивания ссылочных индексов в «Я-Метрике» представляет одно из самых эффективных средств при проведении вебометрических исследований. Она имеет неоценимое значение для изучения пользовательских предпочтений и является важнейшим инструментом в повседневной деятельности сотрудников электронных библиотек. В конце 2010 г. компания «Яндекс» приобрела у одного из стартапов еще одну передовую технологию наблюдения за активностью пользователей, известную как «Вебвизор» (WebVisor). После обкатки этот инструмент был интегрирован в общую систему веб-аналитики 21 апреля 2011 г. Чтобы использовать «Вебвизор» на сайте, нужно внести минимальные изменения в настройки стандартного кода счетчика «Метрики». В дальнейшем появляется возможность отслеживать все действия посетителей сайта в режиме онлайн-просмотра так, как будто бы вы смотрите на монитор их взглядом. Естественно, такое наблюдение для каждого пользователя носит обезличенный характер и направлено преимущественно на устранение ошибок в структуре и навигации и преодоление разного рода недочетов, с которыми сталкиваются посетители. С помощью встроенного плеера можно увидеть повторение всех операций на сайте, включая клики и нажатие клавиш, движение курсора, прокрутку страниц и переходы, заполнение форм, выделение и копирование текста. Достоверность данных, генерируемых «Яндекс-Метрикой», представляет собой отдельную проблему. Благодаря настраиваемой системе фильтрации можно исключить из отчетов доступы роботов, идентифицируемых по строгим правилам и по поведению, отсечь нежелательные переходы и трафик с определенных IP-адресов (например, технологические обращения к сайту или собственные переходы). На сайте www.prometeus.nsc.ru «Яндекс-Метрика» настроена на возможно полное отсечение роботов, но часть из них все-таки попадает в отчеты - те из них, которые исполняют коды «Метрики». Что же касается большинства ботов, то они их просто игнорируют и могут быть обнаружены только в логах веб-сервера. По оценке «Я-Метрики» общее количество зарегистрированных хитов (обращений) к сайту www.prometeus.nsc.ru за весь 2014 год (с 01.01 по 31.12) составляет 714 832. Из этого количества 97,7% (698 068) «Яндекс-Метрика» приписывает «людям», а оставшиеся 2,3% (16 764) - роботам. Задавшись целью приблизительно оценить автоматизированные доступы к библиотечному сайту с помощью внутренней системы лог-анализа сервера AWStats 7.3, мы применили методику, показавшую, что присутствие ботов в общем трафике сайта Отделения ГПНТБ СО РАН составляет не менее 85%. Этот показатель, в целом, подтверждается и «Я-Метрикой», так как если взять показанную ею «очищенную» цифру в 698 068 хитов и сравнить со статистикой AWStats (4 170 223 доступов за 2014 г.), то окажется, что данные «Яндекса» по «людям» находятся как раз на уровне 15-17% общего количества доступов AWStats. Укажем также на некоторые особенности в трактовке терминов и определений в разных системах веб-статистики, отражающиеся на конечных результатах. В «Я-Метрике» понятия «хиты» и «просмотры» рассматриваются как идентичные и трактуются именно как просмотры страниц, то есть их открытия, ограниченные определенным временным интервалом, не исключая и перезагрузки страниц. В AWStats понятие «просмотра» попросту отсутствует, а учитываются одномоментные «клики» или же «доступы» к страницам. Хитами в системе AWStats считаются отдельные элементы, ассоциированные с главной html-страницей - картинки, служебные файлы и пр. Что же касается «визитов» (сессий), то в «Яндекс-Метрике» они по умолчанию ограничены тайм-аутом в 30 минут, тогда как AWStats отсчитывает сессию от момента входа посетителя на сайт до момента его выхода (исходя из регистрации в лог-файле). Таким образом, в комплексе с системами внутренней веб-статистики (AWStats и др.) «Метрика» представляет собой незаменимый инструмент эффективного управления развитием библиотечного сайта. Недаром сегодня счетчики «Я-Метрики» установлены более чем на 60% всех доменов в зоне .ru.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||||
| |||||