Стратегия стабилизации экономики региона '95: Библиография (поз.87-102)
Навигация
ССЭР'95Стратегия стабилизации'95

Указатель
Logo


Раздел 4. Региональная политика и федеральные интересы в контексте экономических реформ.

87. Бакланов П. Восток России - для России // Наука в Сибири. - 1994. - Июль (N 30). - С.6.

Статья доктора географических наук, директора Тихоокеанского института географии П.Бакланова посвящена региональной политике на востоке России в связи с изменением общей геополитической ситуации после распада Союза ССР. Если раньше СССР представлял 3-х звенную макроструктуру: запад (староосвоенные европейские районы) - юг (Закавказье, Казахстан, Средняя Азия) - восток (ресурсные районы освоения), то в новой ситуации, с отходом южного макрорегиона, выделении самостоятельных прибалтийских республик, Украины, Белоруссии, "центр тяжести" социально-экономического потенциала России сместился на восток. Она стала "более восточной" страной - на 1-1.5 тыс. км. "Интересы России также смещаются к азиатским странам, здесь остались непосредственные границы с дальним зарубежьем" - Монголией, Китаем, Кореей. Интенсивный обмен товарами и сырьем с этими странами, с одной стороны, и невозможность такового же обмена на запад(из-за высоких транспортных тарифов), - с другой, обособляют Дальний Восток от России. Однако именно сейчас значение ресурсного потенциала востока сильно увеличивается: с отделением бывших союзных республик доля природных ресурсов восточных регионов поднялась с 60-70% до 80-90%. Автор показывает преимущества, которые в новых условиях даст для России интенсификация хозяйственного освоения восточного региона. Дальний Восток смог бы выполнять особые контактные межрегиональные функции: разнообразные связи со странами азиатско-тихоокеанского региона, контакты акватерриториального характера ("море - суша"), геополитические контакты военного характера. Автор предполагает также 4-х-уровневую систему экономического районирования Сибири и Дальнего Востока.

88. Бандман М.К., Есикова Т.Н., Малов В.Ю. Координация интересов в программе освоения региона // Регион: экономика и социология. - 1994. - N 4. - С.42 - 59: 5 диагр.

В статье приводятся результаты анализа программы освоения Нижнего Приангарья (условия реализации, оценка социально-экономических последствий, возможности координации интересов участников). Авторы считают, что предлагаемый методический подход и модельный аппарат могут быть использованы при прогнозировании различных проблем в регионах страны. Рассматриваются эволюционный, радикальный и максимальный типы развития региона, различающиеся масштабами и темпами. Это касается спроса на ресурсы (в том числе - из федерального бюджета), на инвестиции и, одновременно, влияет на уровень фонда потребления и размеры доходов бюджетов. Для анализа возможностей координации интересов федерации и региона при различных состояниях рынка оценивались 6 наиболее представительных вариантов хозяйственной ориентации Нижнего Приангарья (сохранение сырьевой специализации, переориентация на глубокую переработку леса, минеральных ресурсов, отвечающие интересам федерации, и ориентация на внутренний межрегиональный рынок в интересах собственного региона). В случае ориентации на собственные интересы сложнее обеспечить устойчивое развитие региона: только из-за колебания цен органы местного самоуправления могут потерять до 40-50% доходов. Авторы предлагают компромиссную стратегию финансирования программы освоения (например, снижение процента налога на прибыль в 2 раза, снижение зкспортных пошлин) и компромиссный статус территории.

89. Беллендир П.Ф., Кисельников А.А. Социально-экономическое развитие Новосибирской области: современные тенденции и проблемы // Регион: экономика и социология. - 1994. - N 8. - С.128 - 143.

Проявление общего кризиса реформирования в Новосибирской обл. оказалось сильнее, чем в среднем по стране, в силу особенностей народнохозяйственной структуры, баэирующейся на наиболее кризисонеустойчивых отраслях - оборонной промышленности, строительстве, науке и др. Отсутствие в регионе добывающей промышленности делает невозможным смягчение негативных тенденций по примеру других сибирских регионов, экспортирующих сырье и топливо. В результате: динамично ухудшается демографическая обстановка; резко падает потребление всех основных продуктов питания, особенно наиболее физиологически ценных в сибирских природно-климатических условиях; производитель начинает вывозить продукты в более благоприятные по конъюнктуре регионы, еще более дестабилизируя местную экономику; растет дифференциация доходов; разрушается село, его социальная инфраструктура; отрасли материального производства угнетены спадом и развивающимися диспропорциями; рыночные структуры терпят убытки из-за свертывания товарной номенклатуры; поспешная приватизация не привела к экономическому росту, а лишь усилила спекулятивные операции. Авторы намечают концепцию (узловые моменты) выхода из кризиса.

90. Борисов С.В. Нижегородский регион // Регионология. - 1994. - N 2-3. - С.185 - 148.

Автор статьи - координатор Совета по региональным исследованиям при Нижегородском исследовательском фонде, не претендуя на высокий уровень обобщений и выводов, ставит задачу дать более или менее широкую панораму "процессов регионального бытия" Нижнего Новгорода, опыт которого ныне на устах у многих. Отметив, что административные границы Нижегородской области весьма органично накладываются на границы географические, хозяйственные, соцкультурные (что можно считать счастливым обстоятельством), автор подробно характеризует исторические предпосылки формирования и развития региона, выделяя благоприятные регионообразующие факторы одного из опорных центров российской государственности с древнейших времен. В настоящее время, к сожалению, Нижегородская область относится к тем регионам, где существует серьезный разрыв между уровнем экономического развития (7-8 место в России по объему промышленной продукции) и качеством жизни (уровень зарплаты в промышленности - 49 место, детская смертность - 51 место и т.д.). Заслугой предложенной в 1992 г. сотрудниками ЭПИцентра (Г.А.Явлинского) программы, так называемого "Нижегородского пролога", автор видит, прежде всего, ее яркую идейную направленность.

91. Бородкин Ф.М. Новая концепция территориального самоуправления // Регион: экономика и социология. - 1994. - N 3. - С.95 - 122. - Библиогр.: с.112 (11 назв.).

Автор подчеркивает, что в управлении следует выделять 2 уровня, которые были в какой-то момент перепутаны: уровень государственный (административной единицы) и уровень самоуправления (в котором и заключена сущность и характер собственно управления). .Из рассмотрения двух "чистых" способов формирования управления - децентрализации управления и самоуправления - делается вывод, что принципиальное различие между ними определяется расположением в иерархии управления его субъекта (либо вверху, с делегированием полномочий вниз, либо внизу - с обратным делегированием функций наверх). Возможны и разнообразные комбинации этих способов, в том числе и парадоксальные (попытки "демократического" управления в армии). Полное самоуправление предполагает отсутствие подчинения чему (кому)-либо извне, кроме закона. Оценивая опыт европейского самоуправления в применении институтов непосредственной демократии, а также делая краткий экскурс в российскую историю, автор утверждает, что развитая система неправительственных организаций (партий, общественных комитетов, фондов и т.д.) именно и является в современном мире тем ядром, вокруг которого формируется местное самоуправление и которое должно стать альтернативой чиновничеству в России.

92. Бусыгина И.М. Региональное измерение политического кризиса в России: (политологический анализ) // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1994. - N 5. - С.5 - 17.

На основе политологического анализа кризисной ситуации и динамики ее развития летом-осенью 1993 г. автор предлагает корректировку курса реформ в области отношений "Центр - регионы" по следующим направлениям: 1) реформа бюджетной и налоговой политики (разделение поступлений на федеральные и местные, снятие проблемы "кредитно-бюджетного шантажа" и лоббирования интересов); 2) активизация региональной политики, исходя из существования серьезных диспропорций в развитии территорий (конструктивная помощь "дотационным" регионам, Северу, используя имеющийся канадский, скандинавский и др. мировой опыт); 3) необходимость широкого развития местного самоуправления (в частности, поддержки инициатив Российского земского движения); 4) необходимость привлечения мирового опыта функционирования федеративных объединений, их конкретных механизмов (по предложению автора, стоит обратить внимание на немецкую модель "кооперативного" федерализма).

93. Гранберг А. Причудливые мифы о реформах в Сибири // Инженерная газета. - 1994. - Сент. (N 92). - С.2.

Максимальный вес Сибири в промышленности СССР достигал 10-12% по национальному доходу. Фактически же роль Сибири всегда была выше, и валовый продукт СССР без нее снизился бы на все 40%. Аналогичный мультипликатор действует ныне и в масштабах России: удельный вес Сибири возрос до 18-20%, а реальное воздействие на экономику превышает 40%. По мнению председателя Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству академика А.Гранберга, Сибирь, тем не менее, самостоятельно не справится с ролью локомотива российских реформ. Известно, что на трудных участках железнодорожного транссиба поезд ведут 2 локомотива: один тянет спереди, а другой - толкает сзади. Для выхода из кризиса к энергетической и сырьевой базе Сибири должны непременно добавиться обрабатывающие отрасли и научно-технический потенциал центральных районов России. Но Сибири необходимо предоставить приоритет в социально-экономическом развитии, с учетом всех ее особенностей - утяжеленной структуры производства, доминирования крупных монопольных предприятий и т.п. Для адаптации к рыночной экономике необходима серьезная государственная поддержка. Но целостной региональной политики пока еще нет, а есть лишь компромисс между различными политическими силами. Разговоры о Сибирском сепаратизме академик называет "ахинеей".

94. Дабагян А.В., Михайличенко А.М. К вопросу о путях развития народного хозяйства, находящегося в состоянии глубокого кризиса // Пробл. машиностроения и автоматизации. - 1994. - N 1-2. - С.6 - 10. - Библиогр.: 8 назв.

Предлагаемая авторами методика позволяет провести сравнительный анализ и сопоставление возможных путей развития технологической базы, обеспечивающей рост экономического потенциала. При этом авторы исходят из вводимого ими понятия критических технологий, т.е. таких направлений развития технологического потенциала, которые могли бы быть положены в основу эффективного развития всей экономики (ограниченность средств не позволяет "тянуть" все направления). Выделяются важнейшие отрасли: производство продуктов питания, энергетика, машиностроение, электроника, химия, современные направления теоретических исследований с прогнозируемым ближайшим практическим эффектом. Определяются критические технологии (критерии, потенциал реализации, оргмероприятия). Разрабатываются планы осуществления поставленных задач. Авторы также формулируют задачи информационного обеспечения программы, в том числе по конверсии отраслей ВПК.

95. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов (территорий) // Регионология. - 1994. - N 2-3. - С.149 - 156: 1 табл. - Библиогр.: с. 156 (15 назв.).

Анализируются основные направления региональной политики в развитых странах, базирующейся уже с XIX в. на принципах управления органическими децентрализованными структурами. Децентрализация в данном случае способствует приведению в действие мощных механизмов самоорганизации, устойчивости отдельных подструктур и их координированному взаимодействию. Управление регионом осуществляется: 1) средствами экономической политики (реформы, дотации на целевые программы); 2) качественными методами (изменения в налоговой системе, в экономических структурах); 3) количественными методами (статистический анализ целей развития, выбор стратегии, разбор сценариев и т.д.). Общими принципами региональной политики можно считать: сохранение устойчивости развития; обеспечение непрерывного экономического роста; выравнивание уровней и качества жизни на разных территориях; эффективное использование ресурсов региона и ряд других. Наиболее перспективным в региональном управлении является системный подход, рассматривающий регион как структуру взаимосвязанных функциональных блоков, между которыми циркулируют потоки денег, ресурсов, информации, а задача управления состоит в поддержании равновесия потоков.

96. Индинок И.И. Формирование экономической среды в городах // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 1993. - N 8. - С.6 - 10: фото.

Автор подчеркивает сложность выхода из кризисной ситуации, усиленной развивающимися центробежными процессами. На взгляд автора, 3 причины способствуют этому: 1) принципиально неправильная система налогообложения, диктуемая из центра; 2) "выгодность" сепаратизма, так как противостояние центру повышает статус региона и обеспечивает различные налоговые и иные льготы; 3) эгоистическая политика местных элит, вытесняющих старые, поставленные центром, властные структуры, часто в ущерб основной массе населения и интересам так называемых "некоренных" жителей. К этому добавляется регулярное неисполнение федеральной властью своих обещаний, постоянная управленческая (реорганизационная) "чехарда" и т.д., что в совокупности сделало общество невосприимчивым к любым стабилизационным идеям". Парадоксально, но правильные, казалось бы, идеи по стабилизации макроэкономических процессов, на региональном уровне дают отрицательный эффект, усиливая разрушительные тенденции. Следует мерами законодательного порядка обеспечить реальное самоуправление территорий - подвести под него материальную базу - ресурсы, собственность, сформулировать благоприятную экономическую среду для региональных преобразований. Необходим переход на рентную систему налогообложения с учетом специфики региона.

97. Индинок И.И. Концепция государственного строительства в Новосибирской области // Сов. Сибирь. - 1995. - 24 февраля (N 37). - С.1 - 2.

Автор отмечает, что в области территориального управления отразился тот государственно-правовой разброд, который начался с первых лет перестройки. Были подорваны жизненные устои Российской Федерации, развился широкомасштабный дезинтеграционный процесс. В Сибири местнические тенденции имеют глубокие исторические корни ("областничество" конца XIX - нач. XX вв.). Следовательно, этот процесс достаточно объективный. Но он соседствует и находится в сложном взаимодействии с интеграционным процессом. Российская Федерация должна объективно двигаться в сторону совершенствования отношений центра и регионов на конституционной, а не договорной основе. Должны оптимально сочетаться принципы государственного управления и местного самоуправления. Особенно важно учитывать индивидуальные особенности территорий, потому что такого многообразия условий нет больше нигде в мире. Автор подробно останавливается на принципах законодательства Новосибирской обл., на модели организации здесь государственной власти.

98. Кисельников А.А. Квалифицированные кадры - главное богатство Новосибирской области // NOVO: Сибирский журнал. - 1994. - N 4. - С.3 - 4.

В Новосибирской области общероссийский экономический кризис проявился гораздо острее, чем в среднем по стране, что обусловлено как структурой производства, так и наличием значительного числа бюджетных учреждений - научных, образовательных, культурных. В беседе профессора Новосибирской академии экономики и управления А.А.Кисельникова с зам.редактора журнала Ю.Ворончихиным сделана попытка осмыслить современную ситуацию в регионе. Она крайне тяжела: область скатилась на уровень 70-х гг. Следовательно, подниматься придется с беспрецедентно низких базовых показателей. Требуется: улучшение социальных показателей, преодоление спада производства, восстановление управляемости экономикой. Среди положительных явлений: структурные сдвиги, поворот производителей к потребителю, успехи в экспорте, в формировании рыночных "оазисов", не уступающих мировым стандартам. Однако говорить о возможностях экономического роста для области можно будет лишь через 2-4 года. Среди преимуществ Новосибирской обл., способных стать факторами роста - выгодное экономико-географическое положение, относительно благоприятные природно-климатические условия, квалифицированные кадры.

99. Краснов М.А. Самоуправление - это механизм реальной ответственности // Ваш выбор. - 1994. - N 1(8). - С.6 - 9.

Организация местного самоуправления призвана играть важную роль в развитии всей системы упраеления, в решении первостепенных вопросов жизнеобеспечения на конкретной территории. Об этом беседует корреспондентка научно-политического журнала регионов "Ваш выбор" Ольга Глезер с одним из ведущих экспертов по данной проблеме, сотрудником Администрации Президента РФ, доктором юридических наук М.А.Красновым. Он подчеркивает, что идея местного самоуправления изначально состоит в разделении функций между центральной и местной властями. Однако неправильно делать смысловой акцент на первой составляющей слова "самоуправление", так как самоуправление, по сути,это идеал, его нет практически нигде в мире, а речь идет лишь о реально возможном и целесообразном "местном управлении". В идеале самоуправление - это самоорганизация самих жителей, но в России пока что может идти речь лишь о децентрализации власти, о самостоятельности местных органов и о более тесных связях власти и населения. Разделение властей (на представительную и исполнительную) на местном уровне необходимо лишь в организационном смысле (собрание представителей - глава местного управления), а в принципе - это атрибуты общенационального уровня. Глава местного управления (как и собрание представителей) должен избираться населением, а не назначаться. Только тогда можно говорить о праве, о реализации управления через него. В справочных сведениях к интервью содержатся материалы о местном управлении в различных государствах Европы.

100. Лаженцев В.Н., Дмитриева Т.Е. География и практика территориального хозяйствования / РАН, Урал. отд-ние; Отв. ред.: А.И.Чистобаев. - Екатеринбург: Наука, 1993. - 136 с.: ил. - Библиогр.: с.131-136 (147 назв.).

В монографии рассматриваются проблемы территориальной адаптации хозяйственного механизма (собственность региона, территориальное управление, региональный хозрасчет), районирования и комплексной оценки территории, географической экспертизы. Формулируются принципы формирования и развития региональной собственности: равноправность, территориальность, иерархичность, саморазвитие и ряд других. Для характеристики процессов функционирования собственности в регионе привлекается зарубежный опыт, в частности - деятельности траст-фондов в качестве внебюджетных источников расширения собственности в регионах преимущественно природно-ресурсной специализации (постоянный фонд Аляски, США). Используя методологический аппарат прикладной географии, автор оценивает новую ситуацию в территориальном управлении и закономерности развития территориальных систем с точки зрения перехода к новым рыночным отношениям.

101. Лексин В.Н., Андреева Е.Н. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. - М.: Изд. группа "Прогресс", изд-во "Экопрос", 1993. - 160 с.: табл.

Монография представляет одну из первых отечественных попыток сформулировать целостную концепцию новой региональной политики России в связи с изменением ее геополитического статуса, общественно-политической и социально-экономической ситуации, а также в связи с осознанием России как преимущественно северной страны. По мнению авторов, "северность" воздействует на все стороны российской жизни - от системы расселения до уровня доходов на душу населения. В этом контексте северные территории России рассматриваются как особый тип средового пространства, исследуется проблема границ северных территорий, ставятся вопросы о дезинтеграции средового пространства Русского Севера, о средовых регуляторах. Всесторонне анализируются проблемы малочисленных народов Севера, их этнического выживания, выдвигается гипотеза "многоликой этничности". Центральное место в книге занимают: теория исследования и регулирования пространственно-локализованных процессов в системе "человек - природа - общество", анализ территориальной дезинтеграции и др. проблем регионального развития, а также рекомендации по их решению. Авторы считают, что их разработки по теории пространственно-локализованных сред могут пригодиться в формировании политиками региональной политики новой России, в частности для выработки подходов к решению вопроса о хозяйственном обособлении регионов, о региональной суверенизации и конфронтации властей региональных и центральных, о национально-этническом развитии, экологической стабильности и тому подобных условиях устойчивого развития регионов (особенно - северных территорий). Материалы книги базируются на результатах исследований, проводившихся авторами по заказу Минприроды, Роскомсевера России и ряда других организаций, используются малоизвестные данные, характеризующие региональную ситуацию в России на середину 1993 г. Авторы убеждены, что внимательный читатель, по крайней мере, примет их общую идею о том, что "ошибку найти легко, а истину - трудно".

102. Лексин В.Н., Мильнер Б., Швецов А. Экономические отношения и управление в условиях федерализма // Вопросы экономики. - 1994. - N 9. - С.17 - 29.

Экономика и территориальная организация общества формируют друг для друга особые требования, ограничения и условия. Среди этих условий и механизмов: региональные бюджетно-налоговые системы, территориальное распределение собственности, региональное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов и т.п. Следовательно, в период экономической реформы возникает исключительно сложная и внутренне противоречивая проблема трансформации территориальных отношений, соединения принципов организации рыночного хозяйства с принципами федерализма и местного самоуправления. Российская специфика заключается в том, что как экономические отношения, так и федерализм, и местное самоуправление находятся лишь в начале этапа длительных качественных видоизменений, а дополнительные трудности обусловлены предельной поляризацией, многослойностью и дезинтеграцией общественной среды, в статье выдвигаются и рассматриваются основные федеративные принципы управления экономикой, обладающие свойствами системности и конструктивности: разделение действий, ответственности, ресурсов; правовая регламентация указанного разделения; содержание и пределы регулирования; взаимные гарантии; пределы коммерциализации; дифференциация режимов хозяйствования и ряд других. Данные принципы рассматриваются на примере конкретных, наиболее острых аспектов проблемы: отношений собственности, земельных, природопользования и др.


1-17 | 18-33 | 34-47 | 48-71 | 72-86 | 87-102 | 103-118 | 119-133 | 134-150 | 151-169 | Оглавление | Указатель | ССЭР'94

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1998-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН
Статистика посещений сервера

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 48,605 bytes.
Посещение N 8825 с 03.10.1998