Стратегия стабилизации экономики региона '95: Библиография (поз.119-133)
Навигация
ССЭР'95Стратегия стабилизации'95

Указатель
Logo


119. Смирнов С. Критерии определения статуса территорий приоритетного развития // Экономист. - 1994. - N 6. - С.77 - 82.

В развитии любой страны постоянно возникают те или иные региональные диспропорции, обусловленные как объективными (природно-климатическими и др.), так и субъективными (действия властных структур) факторами. Грамотная региональная политика со стороны государства должна предусматривать меры по сохранению целостности, преодолению центробежных тенденций, поддержке отстающих (в силу каких-либо аномалий) территорий. В западных странах такие регионы называют депрессивными, у нас - территориями приоритетного развития. Являясь проблемными регионами, в период нестабильности (например, в реформируемых экономиках) такие районы и области способны вызвать распад целых государственных образований, как произошло в Югославии. Там отстающие в социально-экономическом отношении регионы определялись с помощью примерно 10 критериев, после чего территория признавалась депрессивной (обычно на 5 лет). Однако неэффективность поддержки из федерального и краевых фондов, усиленная межнациональными противоречиями, привела к нарастанию диспропорций и развалу Югославии. Те же трудности грозят и России. Автор считает недостаточно обоснованным подход, предложенный в отношении проблемных регионов программой Правительства РФ по углублению реформ (1992 г.). Типология регионов (трудоизбыточные, оборонно-промышленные, моноотраслевые и депрессивные), на его взгляд, не базируется на основе единых критериев. Если следовать этой программе, то в состав проблемных регионов войдет до 50% территории России. Предлагается методика, позволяющая на основе статических и динамических показателей проанализировать и оценить положение на региональных рынках труда и в зависимости от полученных регионами оценок (баллов) присвоить им тот или иной статус.

120. Стойник А.Н. Реформы продвигаются в регионы // Центр. - 1994. - N 8-9. - С.16 - 19.

По мнению автора - заведующей сектором Института экономики РАН - одной из причин углубления экономического кризиса в России и пробуксовки проводимых реформ является "сохранение жестких централистских тенденций в решении экономических и социальных вопросов, несмотря на декларацию о передаче многих полномочий регионам как субъектам Федерации". Основная черта централизма - стремление все решить из центра и абсолютизация макроэкономического регулирования. В то время как одни считают решением всех проблем сокращение доли государственного участия в финансировании экономики, а другие надеются на существенные дотации, реальная практика и конкретные управленческие структуры далеки и от монетаризма, и от кейнсианства. Около 30% кредитов Центробанка, например, были выданы на льготных основаниях вне всякой программы структурной перестройки. Разделение функций налогообложения между бюджетами Федерации и субъектов не может считаться достижением: одни регионы до половины всех налогов перечисляют в федеральный бюджет, а другие - до 100% используют самостоятельно, да еще получают дотации. 38 регионов и 2 республики не платят НДС, а 14 - налог на прибыль. Ни один из чиновников не пострадал за разбазаривание средств господдержки (невозвращение кредитов). Таким образом, продолжается, несмотря на смену декораций, управление Россией высшей центральной бюрократией. На уровне регионов требуется развитие самостоятельной банковской системы, рынка ценных бумаг, всей рыночной инфраструктуры.

121. Стронгина М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики. - 1994. - N 5. - С.133 - 140.

Традиционные методы управления территориями в условиях реформирования теряют свою эффективность, не обеспечивая ни выживания, ни сохранения, ни возрождения, особенно периферийных регионов. Перед местной властью с неотвратимостью встает задача поиска новых способов управления и, прежде всего, - обеспечения жизнедеятельности населения. При пустой местной, как и государственной, казне реализация данной задачи осуществима через "зарабатывание" средств собственными силами. Таким образом, на первый план выходят идеи саморазвития самоорганизации территорий. Опираясь на данные истории и социологии, автор показывает продуктивность такого пути реформирования власти. В частности, приводится опыт земства в России, организации его деятельности и значение этой формы народного представительства "в делах государственных". По мнению автора, в современной России складывается нежизнеспособная система местного самоуправления, основанная на порочной идее, суть которой в том, что передача все большего числа полномочий из центра на уровень субъектов Федерации тождественна передаче прав самоуправлению. На самом деле, требуется полная автономность местного самоуправления, выведение его из системы органов государственной власти и создание системы, параллельной государственному территориальному управлению, со строго очерченными функциями и полномочиями в рамках действующего законодательства. Именно таковыми и были земства, имевшие негосударственный статус и финансовую самостоятельность. Для формирования местного самоуправления на новых основаниях требуется новое правовое обеспечение.

122. Суверенитет в федеративном государстве: Науч. - аналит. обзор / РАН. ИНИОН; Авт. обзора: Агабеков Г.Б. - М., 1993. - 39 с. - Библиогр.: с.36-39 (48 назв).

Суверенитет в федеративном государстве - одна из самых сложных тем общей теории государства. Формально федеративная структура национально-государственного устройства СССР скрывала: реальный и в высшей степени централизованный унитаризм; фиктивную суверенность союзных республик; осуществление государственной власти не через систему Советов, а через органы КПСС. В данном обзоре литературы главное внимание уделяется изложению взглядов советских (с 30-40 гг. по 1990 г.) и зарубежных авторов на теоретический аспект темы. Обзор состоит из двух разделов. В первом - раскрываются вопросы, связанные с определением понятий "федерация" и "суверенитет", со спецификой федеративного государственного устройства, с соотношением суверенитета как научного понятия и политико-правового принципа. Во втором разделе анализируется определение государственного суверенитета и проблема его реализации в федеральном государстве. По мнению автора, внимания заслуживает позиция тех правоведов, которые настаивают на разделении полномочий внутри федерации. Тогда у регионов пропадает стремление к отделению, хотя единой модели для регионов не существует, в современной России актуальность данных вопросов возрастает.

123. Сычев А.П. На Олимпе власти колдуют над судьбой регионов // Советская Сибирь. - 1995. - 16 февраля. - С.2.

На пресс-конференции в областном Совете депутатов председатель Совета А.П.Сычев познакомил журналистов с некоторыми результатами прошедших недавно в Москве парламентских слушаний по проблемам новой региональной политики и высказал свое мнение по некоторым аспектам данной темы, публикуемое газетой в записи Н.Зубрицкой. В понятие "региональная политика" включаются многие вопросы: собственность и приватизация, природопользование, экология, налогообложение, финансово-кредитные отношения и целый ряд других направлений, касающихся взаимоотношений центра (федерации) и регионов (субъектов РФ). На слушаниях в парламенте неоднократно поднималась проблема: Федерация в своих субъектах имеет по нескольку десятков органов (А.Собчак привел данные, что в С.-Петербурге в 64 федеральных органах работает 11 тыс. чел., а в мэрии - всего 270 чел.). Глава тюменской областной администрации сообщил, что средства на содержание федеральных структур в области изыскиваются в местном (!) бюджете. Другая важная проблема - "депрессивные" территории, к числу которых, к сожалению, оказалась отнесена и Новосибирская обл. (среди 18 регионов - Алтайского и Ставропольского краев, Читинской, Ивановской, Костромской, Владимирской областей и пр.). Федеральная собственность занимает в Новосибирской обл. 60%, а областная и муниципальная - лишь 40%, что ограничивает маневр ресурсами. На взгляд А.П.Сычева, надо полнее использовать внутренний потенциал, не надеясь на помощь Запада.

124. Трейвиш А.И. Экономика: поиск модели // Ваш выбор. - 1994. - N 2(9). - С.6 - 8: табл., диагр.

Статья старшего научного сотрудника института географии РАН А.И.Трейвиша посвящена анализу состояния регионов центра Европейской России, прежде всего Костромской обл., и распадается на три небольших главы: "кризис общий...", "...и частный", и "на кого ставить?". Десятка депрессивных регионов выделена по показателям безработицы, низких заработков, масштабам спада производства. Она как бы кольцом охватывает более благополучную Нижегородскую область. Автор, применяя инструменты экономико-географического анализа, показывает специфику развития указанных регионов, существенно влияющую на особенности кризисной ситуации. Костромская обл.,на взгляд автора, "в известной мере служит миниатюрной географической моделью России". Здесь присутствует асимметрия освоения территории, приуроченность западного исторического ядра к водным путям с северо-запада на юго-восток, "своеобразная решетчатая структура лесного Заволжья - мини-Сибири, где широтная рельсовая магистраль пересекает реки, одну за другой". Близка к среднероссийской и структура хозяйства, даже в своих деформациях (ориентация не на потребности человека, а на абстрактные "государственные интересы"). В тугой узел завязаны в центральных регионах все З вида кризиса: системный (переход от плана к рынку), циклический (естественные колебания цен, инвестиций и производства) и структурный (межотраслевые, конфликты и пр.). Отсюда подход к проведению региональной политики: она должна быть только селективно-адресной и конкретной. Но стратегии могут быть разные, как и у всей России. Следует выбирать, кому помогать: сильным или слабым, отраслям или предприятиям, каким отраслям...

125. Хансон Ф. Проблемы взаимоотношений центра и регионов в российской экономической политике / Пер. с англ. В.Малыгин // Вопросы экономики. - 1994. - N 9. - С.30 - 37: 2 табл.

В статье профессора экономики Бирмингемского университета* [*RFE/RL Research Report, 1994, vol.3, N 17] рассматриваются: проблемы формирования субъектов федерации; отношения местных руководителей к либерализации цен и экономической стабилизации; различия в политике, проводимой регионами (в том числе: анализируется ситуация в Ульяновске - "удивительный пример попытки сохранить традиционную советскую экономическую среду"); отдельно рассмотрена проблема соотношения бюджетов разных уровней и автономии местных бюджетов. Противоречия и разногласия в экономической политике представляются автору не настолько острыми, чтобы расколоть нацию, однако со временем различия экономических условий и перспектив могут вполне усилиться. В частности, пограничные дальневосточные и северо-западные регионы, налаживая все более тесные связи с внешним миром, могут испытать кардинальное отличие собственных интересов от ориентаций внутренних регионов страны. Другая возможная перспектива - это углубление различий в степени адаптации к рынку разных регионов. В данной ситуации неустойчивость отношений между центром и периферией может рассматриваться как проявление общей слабости государственных институтов и несовершенства законодательной базы управления.

126. "Чтоб не пропасть поодиночке!": О принципах региональной политики Сибири // Новая Сибирская газета. - 1994. - 3 декабря. - С.4.

Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", объединяющая 19 субъектов РФ, подготовила аналитическую записку, выдержки из которой приводятся в публикации. В документе констатируется, что в России пока еще нет сколько-нибудь ясной региональной политики. Перспективы улучшения экономического положения сибирских территорий остаются по-прежнему неопределенными. Поэтому важное значение приобретает собственная региональная политика Сибири, которая становится средством ускорения выхода из кризиса для всей страны. В конце 70-х - начале 80-х годов Сибирское отделение Академии наук сформулировало концепцию, в основу которой было положено утверждение о необходимости опережающего роста экономики Сибири для развития всей страны. В настоящее время ситуация поменялась до обратной: падение экономики страны будет во многом определяться опережающим падением экономики Сибири. Разрушение базовых комплексов Сибири - сырьевого, оборонного, машиностроительного, лесохимического, образование здесь избыточных производственных мощностей, усугубляет общероссийский кризис. В то же время субъекты Федерации Сибирского региона не имеют достаточных сил для самостоятельного выхода из кризиса. Реально ощущая, что нерешаемые государством проблемы ("тяжесть реформ") перекладываются на регионы, они начинают объединяться в ассоциации ("Большая Волга", "Урал", "Дальний Восток"). Таким образом, складываются элементы будущей трехуровневой структуры управления: Правительство РФ - ассоциации регионального взаимодействия - субъекты Федерации. Всего ассоциаций должно быть не более 6-10.

127. Шалмина Г.Г. Территориальные системы регулирования экономики (территория - рынок - территория). Кн. 1 // Новосиб. ин-т нар. хоз-ва; Науч. ред.: акад. А.Л.Яншин. - Новосибирск: АО "СКИТ", 1994. - 377 с.: ил., табл. - Библиогр.: с.373-375 (60 назв.).

Монография посвящена разработке вопросов о месте территории в общегосударственной системе хозяйственных связей и состоит из 3-х частей: 1) предпосылки разработки методического подхода; 2) оценка территории как основы развития экономики; 3) системный подход в оценке природных ресурсов Сибири (фрагменты анализа). В I-й части дается обзор существующих методов оценки территории и обосновывается необходимость ухода от централизованных подходов управления экономикой. Во II-й части раскрывается методологический аспект территориальной оценки, при которой территория рассматривается как гетерогенное системное образование - территориальная общественно-природная система (ТОПС), состоящая из подсистем - комплексов и элементов. Приводятся математические модели и способы решения задач по определению технико-экономических показателей. Рассматриваемый подход был использован в оценке природных ресурсов территорий Сибири (теплоэнергетики, торфодобычи, черной металлургии и т.д.); о результатах его адаптации говорится в III-й части книги.

128. Шахрай С.М. Крайние меры во спасение Крайнего Севера // Труд. - 1994. - 19 июля. - С.1.

По мнению вице-премьера Правительства РФ С.М.Шахрая, реальному политику не уйти от того факта, что значительная часть России - это не просто Север, а Крайний Север: тундра, тайга, вечная мерзлота. Однако, вопреки суровым условиям, Север дает свыше 50% всей экспортной продукции страны 3/4 нефти, почти весь газ, 15% угля, более 40% деловой древесины, на Севере всего 9% российских трудовых ресурсов, но с их использованием производится 1/5 национального дохода страны. Поэтому северян нужно поддерживать, а на завоз всех необходимых припасов, материалов, топлива есть всего 3-4 месяца короткой летней навигации. Счет идет на дни. При этом рыночные отношения до сих пор в полной мере не работают. Денег у северян нет, потому что ресурсы Севера, нефть, газ до сих пор не имеют реальной стоимости. Даже по нынешним ценам потребители не спешат рассчитаться. В отсутствие же денег все кризисные процессы на Севере приобретают гораздо более острую форму, чем в целом по России. В 2 раза быстрее сокращается ввод жилья, школ и детсадов; вечная проблема женской безработицы в последние годы усугубляется никогда ранее не виданной здесь мужской безработицей. Инфляция и многомесячные задержки выплат отобрали у северян преимущество в зарплатах. Развивается отток населения, уезжают квалифицированные специалисты. В 6-7 раз выросла доля пенсионеров в структуре населения (до 18-20%). Таким образом, рынок не сгладил, а лишь углубил региональные диспропорции. "Без серьезных государственных программ, - считает С.М.Шахрай, - успешно развивать экономику Сибири и Дальнего Востока пока невозможно..." О правильности такого подхода свидетельствует и мировой опыт тех стран, где есть так называемые "особые территории". Другой вопрос, что возможности нашего государства для помощи Северу сейчас предельно малы.

129. Шахрай С.М. Региональная политика России: состояние и перспективы: Докл. на науч.-практ. конф. "Стратегия стабилизации экономики региона: пробл. и решения", Новосибирск, апр. 1994 г. // Регион: экономика и социология. - 1994. - N 2. - С.31 - 45.

"В целом, - считает докладчик, - государственную региональную политику следует определять как систему мероприятий по воздействию на территориальную структуру общества ради достижения общественно значимых целей". Многообразие регионов и условий - это не слабость России, а ее потенциальное могущество. Необходимо снять 2 главных противоречия, определяющих всю стратегию на перспективу: 1) между этнической и территориальной моделями государственного устройства (на переходный период необходимо добиваться выравнивания статусов республик в составе РФ и краев и областей как равноправных субъектов); 2) противоречие между развитием и управлением экономикой по отраслевому принципу и переходом к управлению непосредственно через территории (субъекты РФ). В докладе С.М.Шахрая выделены региональные особенности России - как объективные, долговременные (территория, жесткие природно-климатические условия, неравномерное распределение населения и т.д.), так и текущие, доставшиеся по наследству и рожденные переходным периодом (суперконцентрация производства, монополизм, дисбалансы и др. порождения субъективизма в экономике). Исходя из особенностей, в докладе намечены ключевые проблемы региональной политики. Указано, что ее методы должны носить преимущественно косвенный характер, ориентироваться на инфраструктуру, на социальные цели и дифференцированный подход к регионам.

130. Штульберг Б.М. Политика размещения производительных сил в переходный период // Регион: экономика и социология. - 1994. - N 4. - С.3 - 24.

Задачи региональной политики во многом определяются размещением производительных сил: специализацией регионов, основанной на природно-экономическом потенциале; эффективностью региональных воспроизводственных процессов; комплексностью сочетания уровней развития хозяйства и социальной сферы; рационализацией природопользования и т.п. В связи с переходом к рыночным отношениям усиливаются новые факторы и условия, влияющие на размещение производительных сил, такие как платежеспособный спрос, конкурентоспособность, предпринимательский риск, региональные рынки товаров и факторов производства (капитала, труда, земли, природных ресурсов), рентные отношения. Общий экономический кризис, охватывающий все сферы хозяйства и регионы страны, выдвигает в качестве первоочередного и важнейшего направления политики размещения укрепление федеративных отношений. Для этого требуются: экономически целесообразная специализация регионов в территориальном разделении труда, рационализация межрегиональных связей, формирование общегосударственных инфраструктурных систем, стимулирование слаборазвитых регионов. Автор на разнообразных примерах различных регионов России показывает возможности интеграционной политики государства в отношении территорий. Аналогичным образом рассматриваются возможности и межгосударственной интеграции (в рамках СНГ), с учетом обозначившихся проблем (топливно-энергетических, сырьевых, экологических) и на новом базисе рыночных отношений.

131. Экономика Дальнего Востока: реформа и кризис / РАН. Дальневост.отд-ние. Ин-т экон. исследований; Под ред. проф. П.А.Минакира. -"Хабаровск; Владивосток: Дальнаука, 1994. - 202 с.: ил., табл.

Данная работа продолжает тему вышедшей в 1992 г. книги "Экономическая реформа на Дальнем Востоке: проблемы, результаты, концепция развития". Структурно новая работа распадается на 6 разделов: региональный и федеральный аспекты экономической политики; непланировавшиеся результаты реформы; социальные результаты; проблемы развития экономической реформы; экономические связи Дальнего Востока (межрегиональные, внешняя торговля, иностранные инвестиции); структурная политика. Большой коллектив авторов, принявших участие в подготовке книги, рассматривает "нелогичную логику" реформаторов, взвешивает на весах реальных итогов" реформирования идеологии "романтического либерализма" и "прагматического нигилизма". Анализу подвергаются все отрасли дальневосточной экономики: цветная металлургия, лесной комплекс, рыбная промышленность, энергетика, транспорт, ВПК, сельское хозяйство. Последствия двух лет курса на государственно-монополистический капитализм имели для Дальнего Востока необычайно тяжелый характер и отражены в работе массой цифр (спад производства в 1993 г. на 19%, уменьшение инвестиций на 15%, рост цен более чем на 1000% и т.д.). Авторы утверждают, что уже чего-чего, а стабильности в сегодняшней России хватает: стабильности с отрицательным зарядом. Стабильны: ухудшение экономического положения; падение деловой активности и политика правительства, на это направленная; отказ от какой бы то ни было региональной политики. Особенно стабильно угнетенное состояние экономики в тихоокеанской провинции России. Дальневосточный регион, лишившись государственной поддержки, которую имел всегда, потерял даже иллюзию конкурентоспособности на внутреннем рынке, а для выхода на внешний рынок не имеет достаточной свободы. Геополитические цели России требуют последовательной государственной региональной политики на Дальнем Востоке, только и способной вывести его из затяжного кризиса.

132. Экономические проблемы страны и регионов / РАН. Центр. экономико-матем. ин-т; Отв. ред. М.М.Албегов. - М., 1994. - 185 с.: ил., табл.

В сборнике статей центрального экономико-математического института РАН затрагивается широкий круг вопросов, связанных с региональной проблематикой. Исследуются особенности динамики производства важнейших видов промышленной продукции (статья С.В.Кузякина, с.3-30) и разработан вариант прогноза производства продукции основных отраслей промышленности на 1994 г. (Кузякин С.В., Гаршина Л.М., с.31-46). Проанализирована сравнительная эффективность хозяйственной деятельности регионов (в основном - по республикам Средней Азии) и дана характеристика современных экономических взаимоотношений России с этими республиками. В статье Т.С.Онучак (с.79-99) рассматриваются проблемы формирования бюджетов регионов в сопоставлении с опытом решения подобных проблем в ФРГ и США. Ряд материалов посвящены моделированию эколого-экономических систем - управлению производственно-экологической деятельностью в регионе (Албегов М.М., Симонов А.Г., с.110-120) и страхованию экологических рисков на региональном уровне (Хачатрян С.Р., Симонов А.Г., с.100-109). Опыту внедрения в Рузском районе Московской области (для администрации района) инструментальных средств и моделей социально-экономического мониторинга региона посвящена статья О.А.Горюшина (с.121-139), а М.И.Осипова описывает диалоговую систему оптимизации и согласования решений на региональном уровне (с.140-155). Сборник снабжен диаграммами помесячной динамики интенсивности промышленного производства в 1993 г., (динамика спада по сравнению с январем 1990 г.), разнообразными табличными данными (прогноз по отраслям на 1994 г., экспортно-импортные связи государств Средней Азии и пр.).

133. Яковлев Р., Широкова Л., Мосина Л., Орловцева А. Районирование территории России как основа предоставления гарантий и компенсаций // Человек и труд. - 1994. - N 6. - С.79 - 84.

Авторы, представляющие Институт труда минтруда РФ, исходят из того положения, что северные и восточные районы России сохраняют и, видимо, еще долго будут сохранять статус поставщиков сырья - источника валютных ресурсов страны (не только золота, меди и никеля, но и топлива, и энергии, и биологических ресурсов). В то же время, падение уровня жизни в северных регионах чувствуется острее, чем в целом по России. Северные регионы уже не пользуются преимуществами в зарплате. Однако межотраслевая дифференциация зарплат на Севере еще очень велика: учителя и врачи получают лишь 60% от средней промышленности (по России - 80%), что во многом обусловливается минимальными районными коэффициентами в непроизводственной сфере. Зарплата не покрывает роста цен, а более резкое падение производства за Уралом еще более усугубляет ситуацию. К этому следует добавить тяжелые природно-климатические условия, неразвитость транспортной сети, социальной структуры и т.д. Растут процессы оттока и депопуляции населения северных и восточных регионов. Авторы предлагают новые подходы к территориальному районированию и регулированию оплаты труда на основе выделения 6 зон по степени благоприятности (дискомфортности) условий.

См. также следующие N N  публикаций: 14, 61, 72, 79, 81, 83, 84, 85, 168.


1-17 | 18-33 | 34-47 | 48-71 | 72-86 | 87-102 | 103-118 | 119-133 | 134-150 | 151-169 | Оглавление | Указатель | ССЭР'94

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1998-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН
Статистика посещений сервера

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 51,829 bytes.
Посещение N 9854 с 03.10.1998