Выпускники МГУ в ННЦ СО РАН. 1957-2007 - Бородаевская З.В. Мои дети (стр.137-138)
 Навигация
 
Выпускники МГУ в ННЦ СО РАН
Десант романтиковВОСПОМИНАНИЯ 
 

З.В. Бородаевская
МОИ ДЕТИ

После окончания геологического факультета я работала в ИГиГ СО АН СССР, изучала древние осадочные породы, которые содержат очень интересный минерал - показатель палеосолености прошлых морей, как соавтор нескольких монографий работала в экспедициях и в лаборатории. Занималась также общественной работой, меня полностью поглотила проблема семьи и детей, и с 1990 года я организовала семейный детский дом.
З.В.Бородаевская 
Дружное семейство.
Еще не все сели за стол. 1996 г.

Экономический кризис в России после распада Советского Союза затронул каждого из нас, но в первую очередь пострадали дети, оставленные без попечения родителей. Не только те, которые воспитывались в детских домах и в школах-интернатах, но и "социальные сироты" - дети, родители которых на грани лишения родительских прав: алкоголики, наркоманы, деструктивные личности. В таких социально-экономических условиях исчезла стабильность, люди потеряли веру в будущее, а вместе с этим появилось больше безнадзорных детей при живых родителях. Эти дети вносят дополнительный фактор нестабильности в наше настоящее и будущее, обеспечивая расширенное воспроизводство криминальных структур. Поэтому проблема обустройства таких детей затрагивает общество в целом.

Ориентир на коллективное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, был хорош в советском государстве, где не семья, а коллектив был основной ячейкой общества. Однако сейчас общество может выжить, только укрепляя институт семьи, иначе легко скатиться к первобытному состоянию. О правах личности заговорили в конце 80-х годов. Вот тогда-то, на волне перестройки, начался эксперимент по созданию семейных детских домов как альтернативы детским учреждениям интернатского типа. В основу была положена идея воспитания детей-сирот при полном финансовом обеспечении государством. Создание семейных детских домов началось по инициативе Российского детского фонда, созданного в 1987 году. Наш семейный детский дом был одним из первых, а сейчас их по России насчитывается около четырехсот.

 

Прошло шестнадцать лет со времени создания первых таких домов, но, к сожалению, наш многолетний уникальный опыт работы с приемными детьми не востребован, а участие государства в заботе о детях ограничено минимальным финансированием. Реализуется принцип формирования бюджета "на выживание", не предусматривающий развития семьи. Государством не выполняются обязательства по трудоустройству, обеспечению выросших детей жильем. Семейный детский дом воспринимается как очередное проявление иждивенчества, а не как социальный институт, на основе которого можно полностью решить проблему беспризорности.

Что хорошего в семейном воспитании? Ребенок, попавший в приемную семью, становится участником социального опыта через общение с приемными родителями и их детьми. В семье легче решаются вопросы социальной реабилитации детей. Неформальное отношение, родительский контроль позволяют оградить ребенка от негативных воздействий внешнего мира, учесть его наилучшие интересы, обеспечить участие ребенка в формировании собственной судьбы. Ребенку в семье не нужны уроки нравственности, как в детском доме. Он получает их каждый день, каждый час, живя в семье, впитывая образ жизни окружения.

Кроме гуманного и социального семейное воспитание дает значительный экономический эффект. Так, содержание одного ребенка в семье обходится государству в полтора-два раза дешевле, чем в учреждениях для детей-сирот при их более низком качестве жизни. В иных детских домах обслуживающего персонала столько же, сколько и детей.

Но главное, наверное, не столько эффект экономии государственных денег дает семейный детский дом, а то, кого же он воспитывает. Надо отметить, что ни один ребенок в моей семье не встал на путь своих биологических родителей. Мои дети первыми из воспитанников детских домов пошли учиться в вузы Новосибирска. В этом году одна из старших моих приемных дочерей закончила Новосибирский государственный аграрный университет факультет ветеринарной медицины и поступила в аспирантуру. Практически все ребята учились и учатся в гимназиях, в элитных школах-лицеях, успешно справляются с повышенными требованиями к учебе. В старшем возрасте они обучаются в специализированных классах, таких как класс информатики, химико-биологический, технологический, что позволяет им сориентироваться на соответствующие вузы. Конечно, вырастить, выучить этих очень непростых детей трудно и сложно. Но я люблю их всех и очень горжусь их успехами.

 
 СО РАН 
  
 
Бородаевская З.В. Мои дети // Выпускники МГУ в Новосибирском научном центре СО РАН. 1957-2007. - Новосибирск: Гео, 2007. - С.137-138.
 
Назад ОГЛАВЛЕНИЕ Продолжение
 
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Отредактировано: Wed Feb 27 14:34:48 2019 (14,791 bytes)
Посещение 2135 с 04.05.2009