Выпускники МГУ в ННЦ СО РАН. 1957-2007 - Онучин А.П. Сын стрелочника - студент МГУ - профессор НГУ (стр.179-182)
 Навигация
 
Выпускники МГУ в ННЦ СО РАН
Десант романтиковВОСПОМИНАНИЯ 
 
Читальный зал МГУ 
Читальный зал МГУ.

А.П. Онучин
СЫН СТРЕЛОЧНИКА -
СТУДЕНТ МГУ - ПРОФЕССОР НГУ

Мое детство и школьные годы прошли на маленьком железнодорожном разъезде Войновка под Тюменью. Отец работал стрелочником, окончил три класса церковно-приходской школы. Мать вообще в школе не училась. Она, уже имея трех детей, окончила ликбез. Могла по слогам читать, писала письма. Семья состояла из пяти человек. Жили мы в "казенной" квартире, в которой была только одна комната. Дом стоял в пятидесяти метрах от железной дороги - когда проходил поезд, стекла в окнах звенели. В основном жили за счет подсобного хозяйства. Держали лошадь, коров, овец, кур. В огороде - картошка и овощи, в лесу - ягоды и грибы.

Отца взяли в армию в начале войны, вскоре он был тяжело ранен, болел и умер, когда я учился в четвертом классе. У меня было две сестры. После смерти отца я остался единственным "мужиком" в доме. Телеги, сани, топоры, косы... Дрова и сено мы в то время возили на коровах. Еще перед войной владельцев лошадей признали "единоличниками", обложили таким налогом, что все хозяева продали лошадей.

Учился я в Тюмени в школе N 25. Там были прекрасные учителя. Особенно я любил учителя физики Игоря Михайловича Мартынова. К нему я несколько лет ходил на занятия в физический кружок. Там было очень интересно. Мы радиофицировали школу, сделали радиопередатчик Попова, устраивали школьные вечера физики - показывали различные физические опыты, а зрители объясняли их. На уроках физик Игорь Михайлович так понятно объяснял, что у меня не было необходимости читать дома учебник, решал только задачи. Кроме физики я любил химию и математику, немецкий и русский не нравились, но и по ним учился на пятерки. На выпускных экзаменах я больше всего боялся сочинения, но написал на отлично. А на письменном экзамене по геометрии я неожиданно для себя получил четверку: оценку снизили за синтаксис - пропустил запятую. Из-за этой четверки я получил только серебряную медаль.

Поступать в МГУ мне посоветовал Игорь Михайлович, когда я учился в десятом классе. В это время заканчивалось строительство его здания на Ленинских горах. Об этом много писали в газетах, показывали в киножурналах. Игорь Михайлович сказал мне: "Не боги горшки обжигают. По-моему, ты должен поступить". Для меня это было неожиданно. Он посоветовал мне походить в Педагогический институт на лекции по физике, которые читались на курсах по усовершенствованию для учителей средних школ. Там я понял, что разбираюсь не хуже учителей, и решил пробовать поступать в МГУ. В то время медалисты не сдавали вступительные экзамены, а проходили только собеседование. Мне пришло приглашение на собеседование в МГУ. Трое суток ехал на поезде до Москвы в общем вагоне. Спали по очереди с другом на третьей полке, предназначенной для чемоданов. Прибыли на Казанский вокзал: громадная площадь, троллейбусы, трамваи, метро - все видел впервые...

Еду на физфак на Моховой. Собеседование назначают на следующий день. В голове шумит, ночь плохо спал. С такой головой иду на собеседование. На некоторые вопросы ответил хорошо, твердо, часть вопросов вообще не понял, о чем идет речь. Вышел с чувством, что надо собираться домой. Решения комиссии нужно было ждать пять дней. И вот наступило долгожданное утро. Иду в будку с телефоном-автоматом. Меня приняли! Я подпрыгнул от радости!

Еще большую радость я испытал, когда получил пропуск, впервые вошел внутрь здания МГУ на Ленинских горах, вошел в свою комнату в общежитии. Это было за неделю до 1 сентября 1953 года. В этом дворце еще никто не учился - мы будем первыми. Вестибюль актового зала - стены из белого мрамора, на стенах мозаичные портреты выдающихся ученых, паркетный пол... А вот моя комната в общежитии, где я буду жить один! Мебель новенькая, все блестит...
 
 
Комната студента в МГУ
Комната студента.

В этот день я много гулял по улице около университета, пошел к Москве-реке. Вспоминал детство, школу. Переполненный радостью, я написал статью в газету "Тюменская правда", ее опубликовали.

Первого сентября на площади перед главным входом был митинг, посвященный открытию новых зданий МГУ. Было огромное количество народа, речи, разрезание красной ленточки, и вот мы вошли в аудитории. Начались лекции, семинары, практикум. Знакомство с однокашниками-москвичами показало, что они многое знают, чего не знаю я: дифференциал, интеграл - им это давали в школе, а я даже этих слов не слышал. Было чувство неуверенности. Учиться было трудно, работал много. Группа у нас была дружная. Помогали друг другу. Общие праздники, в том числе и у москвичей дома. Разные дискуссии о смысле жизни. А три человека из этой группы (В.Скоморохов, В.Тапилин, В.Цепляев) до сих пор мои лучшие друзья.

Подошла первая сессия. Первый экзамен по химии. Химию я любил и получил пятерку. Помню, студент нашей группы Толя Настоящий, когда услышал про мою оценку, громко сказал: "Вот даже Онучин получил пятерку". Он был недоволен своей оценкой. Я все экзамены сдал на отлично, получил повышенную стипендию.

Дальше учиться стало легче, интереснее. На втором курсе был набор на ядерное отделение, меня туда взяли. Все годы учебы, кроме одного семестра, я получал повышенную стипендию. Она была основным источником моих доходов. Дополнительные деньги я зарабатывал на бетонном заводе, который находился рядом с МГУ. Я участвовал в разгрузке цемента. Это был тяжкий труд. Цемент привозили россыпью, как песок, в крытых вагонах. Использовалось приспособление типа сохи. Четверо студентов тянули соху, а пятый управлял ею. После такой работы из носа приходилось доставать камешки бетона. На старших курсах мне дали на этом заводе уже квалифицированную работу - рубить на гильотине арматуру. Эта работа увеличила мой доход раза в два. Я хорошо питался и мог свободно купить нужную мне книгу.

Начиная с первого курса я занимался в лыжной секции. Я полюбил лыжи, и эта любовь сохранилась до сих пор. На втором курсе я посещал секцию альпинистов. Очень хотел ходить в горы. Ездил на тренировки по скалолазанию в Царицыно. Но идти в горы мне не разрешил врач из-за моей сильной близорукости. Но с альпинистами я участвовал в туристических походах, которые они организовывали в сентябре и в майские праздники в Подмосковье. Мне нравились костры, песни. Любовь к походам сохранилась у меня на долгие годы. Я много ходил на Кавказ, Памир, Тянь-Шань.

На первом курсе я первый раз попал в Большой театр. Это была опера "Князь Игорь". Я впервые слушал оперу. Она меня потрясла! Все студенческие годы я ходил в Большой театр, в театр им. Немировича-Данченко, в Малый театр, в театр им. Вахтангова. Часто в университете проходили музыкальные концерты. Я довольно часто посещал Третьяковку, Пушкинский музей.

В эти годы произошло одно из крупных событий в истории СССР. Началась критика культа личности И.В.Сталина. Закрытый доклад Н.С.Хрущева на XX съезде партии нам читали на комсомольском собрании. Обилие фактов убийств, репрессий, пыток ошеломило нас. Студенческий улей гудел!

Через 50 лет сохранились в памяти многие имена преподавателей, которые читали лекции, вели семинары и практикумы. Вот некоторые яркие воспоминания. Математик Дубровский - маленький, сухой, прокуренный, влюблен в математику до мозга костей, ведет коллоквиумы, зачеты до 10 часов вечера, готов делать это хоть всю ночь.

 

Семинары по математике ведет сам Моденов. Эту фамилию я знал еще в школе по "Сборнику задач для поступающих в вуз", автором которого был он. На занятиях Моденов любил давать нам советы. Вот один из них: "Не надо долго сидеть за столом, пытаясь решить сложную задачу. После того, как Вы поняли условие задачи, осознали проблему, можете идти на танцы, на каток, в театр, в компанию друзей, ложиться спать. Голова продолжает работать. В какой-то момент появится ясное решение". Надо сказать, я часто следую этому совету.

Запомнились лекции академика А.М.Леонтовича. Он читал электродинамику и специальную теорию относительности. Он прекрасно знал предмет и к лекциям почти не готовился, а работал прямо на лекции, иногда ошибался. Получив неверный результат, возвращался назад, находил ошибку. Что было неожиданным для меня как студента - он не стеснялся ошибки. Он работал, приводил разные аргументы. На такой лекции студент тоже активно работает, а не просто записывает под диктовку лектора гладкие предложения. Однажды он решал задачу и понял, что результат неверный. Полез в карман, вытащил маленькую бумажку, посмотрел на нее и сказал: "И в шпаргалке тоже ошибка. Я не могу сообразить, где моя ошибка. Я вам это расскажу на следующей лекции". И продолжал читать дальше. А следующую лекцию начал с этой ошибки. Мне лекции А.М.Леонтовича нравились.

Дипломную работу я делал в Физическом институте АН СССР (ФИАН) в лаборатории П.А.Черенкова. Я в этой лаборатории начал работать на втором курсе - просматривал снимки с камеры Вильсона. Помню 1958 год, когда П.А.Черенков получил Нобелевскую премию, газетчики и киножурналисты осаждали его.

Руководителем моей дипломной работы был Евгений Моисеевич Лейкин. Работа была посвящена "черенковскому" счетчику полного поглощения на основе свинцового стекла. С тех пор я полюбил черенковское излучение на всю жизнь. Практически все эти годы до сегодняшнего дня я часть своего времени занимаюсь "черенковскими" детекторами.

Зимой 1957/58 учебного года на физфаке появилось объявление о семинаре А.М.Будкера. От студентов, которые были у него на практике, я знал, что он назначен директором института, который будет в Новосибирске заниматься встречными пучками. Встречные пучки! Их еще нигде нет. Андрей Михайлович блестяще рассказал о планах создания института. Он покорил и увлек меня. Я решил идти к нему. Прошел собеседование и поступил работать в Институт ядерной физики СО АН СССР (ИЯФ).

 
 СО РАН 
  
 
Онучин А.П. Сын стрелочника - студент МГУ - профессор НГУ // Выпускники МГУ в Новосибирском научном центре СО РАН. 1957-2007. - Новосибирск: Гео, 2007. - С.179-182.
 
Назад ОГЛАВЛЕНИЕ Продолжение
 
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
  Пожелания и письма: branch@gpntbsib.ru
© 1997-2020 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

Отредактировано: Wed Feb 27 14:34:50 2019 (24,912 bytes)
Посещение 3595 с 04.05.2009