Академик Анатолий Васильевич Николаев (27.11.1902 - 13.02.1977)

Николаев А.В.

АКАДЕМИК АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НИКОЛАЕВ*

Академик Анатолий Васильевич Николаев (1902-1977) - выдающийся ученый нашей страны в области неорганической химии и физико-химического анализа, один из основателей Сибирского отделения АН СССР, первый директор и организатор Института неорганической химии.

Наиболее важное значение для неорганической и аналитической химии имеют исследования А.В.Николаева и его многочисленных учеников и последователей в области химии и физикохимии экстракции. Особенно активно эта работа велась, начиная с назначения Анатолия Васильевича в 1957 г. директором Института неорганической химии Сибирского отделения АН СССР.

Большой опыт работы в области неорганической, аналитической химии, неорганического синтеза, радиохимии и физико-химического анализа помог ему организовать Институт неорганической химии современного типа. Были организованы лаборатории синтеза неорганических веществ, как простых, так и комплексных, лаборатории физического профиля, позволяющие исследовать свойства и структуру синтезированных соединений, лаборатории физико-химического направления, позволяющие исследовать процессы разделения, очистки и аналитического контроля.

Находясь на посту директора Института неорганической химии, А.В.Николаев способствовал получению крупных научных и практических результатов во всех основных научных направлениях деятельности Института. А.В.Николаев стал инициатором создания в институте отдела полупроводников, который затем трансформировался в отдел материалов для микроэлектроники. В 1966 г. А.В.Николаев был избран действительным членом Академии наук СССР. В Сибирском отделении А.В.Николаев вел большую научно-организационную и педагогическую работу. Так, в 1958-1963 гг. он являлся председателем объединенного Ученого совета Сибирского отделения АН СССР по химическим наукам, в 1960-1962 гг. заведовал кафедрой аналитической химии, а с 1963 г. - кафедрой радиохимии Новосибирского государственного университета, был председателем Комиссии при СО АН СССР по изучению солевых ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

А.В.Николаев был главным редактором «Журнала структурной химии» и «Известий СО АН СССР, Серии химических наук», членом редколлегии международного журнала «Journal of the thermal analysis». При его непосредственном участии был организован Институт химии и химической технологии Сибирского отделения АН СССР в г. Красноярске и комплексный отдел по химии в г. Кемерово.

В последние годы деятельности А.В.Николаев уделял большое внимание новым направлениям в неорганической химии - синтезу новых неорганических веществ и материалов на их основе, получению чистых и особо чистых веществ, специальным вопросам новой техники. Получили большое развитие работы по химии неорганических фторидов, фторидов благородных металлов, синтезу и теории координационных соединений. Он также внимательно следил за бурным развитием работ в области микроэлектроники. При его активнейшем участии развивались работы в области физических методов, физики твердого тела, автоматизации эксперимента. Академик А.В.Николаев оставил после себя большой отряд высокопрофессиональных учеников и последователей, среди которых много кандидатов и докторов химических наук, а также академиков. Все они продолжают трудиться с большой пользой для химической науки.

За большие заслуги в развитии советской науки А.В.Николаев награжден орденами и медалями СССР - двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «Знак Почета», несколькими медалями. Он был лауреатом премий АН СССР им. В.И.Вернадского (1946) и Н.С.Курнакова (1977).

За цикл работ по расшифровке электронной структуры экстрагентов и сорбентов методом рентгеновской спектроскопии А.В.Николаев был удостоен в 1972 г. золотой медали ВДНХ.

Именем А.В.Николаева названа улица в новосибирском Академгородке, его имя носит организованный им Институт неорганической химии СО РАН.

*Источник:Яковлев И.И. Краткий очерк научной, научно-организационной, педагогической и общественной деятельности А.В.Николаева // Анатолий Васильевич Николаев (1902-1977) / Составители В.Я.Орлова, А.П.Зайцева. - Москва: Наука, 1992. - 109 с.

Академик А.В.Николаев